Особая магия бабочек

Особая магия бабочек

Какая наука изучает бабочек? Сколько видов этих насекомых обитают в нашей стране? Какие из них занесены в Красную книгу Республики Беларусь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с бабочками, знает доцент кафедры зоологии и ботаники Евгений Держинский.

О пути в науку

В школьные годы Евгений Александрович часто отправлялся к бабушке в деревню на летние каникулы. Именно там он и полюбил природу: с удовольствием наблюдал за насекомыми и читал литературу о них.

Более углублено биологию Евгений Александрович начал изучать в 9 классе. Именно в это время он познакомился с Игорем Альбертовичем Солодовниковым, доцентом кафедры зоологии и ботаники ВГУ, и начал посещать его кружок по энтомологии на базе нашего университета.

Евгений Держинский вспоминает, что Игорь Альбертович всегда говорил, что для молодежи важно как можно раньше заняться целенаправленной исследовательской работой и личным примером доказывал, что наука – это интересно и перспективно. Тогда педагог и предложил молодому человеку изучать отряд бабочек. Оказалось, что это увлекательно, но совсем непросто.

 «Чаще всего бабочек я собираю ночью, привлекая их ярким светом. В этом есть какая-то особенная магия. До сих пор, зажигая свет где-нибудь в глухом лесу, посреди болота, в пустыне, у подножия величественных гор или на цветущем лугу, я гадаю, какие новые виды принесет эта ночь», – рассказал Евгений Александрович.

Первую ловушку для бабочек Евгению Держинскому помогала сшить бабушка Гелена Францевна. Внешне эта конструкция выглядела не сложно, хотя ее изготовление заняло немало времени. Насекомое, привлеченное светом яркой электрической лампы, попадало в большую воронку, а оттуда – в ведро с бумажными полосками, пропитанными эфиром, где и засыпало. Утром молодому человеку оставалось выложить насекомых на ватные слои либо наколоть их на иголки, расправить и высушить.

Однако впереди была одна из самых важных задач – определить их видовую принадлежность. В этом вопросе ему помогали Игорь Солодовников и Владимир Пискунов, заведующий биологическим музеем ВГУ.

Свою первую исследовательскую работу Евгений Александрович написал в 10 классе под руководством Игоря Альбертовича и выступил с ней на конференции. Так и начался его путь в науку. Позднее, последовав примеру своего научного руководителя, Евгений Держинский поступил на биологический факультет (сейчас – факультет химико-биологических и географических наук) ВГУ.

Об экспедициях

Преподаватель вспоминает, что студенческая жизнь в нашем университете была, как и сейчас, очень насыщенной. Вместе с Игорем Солодовниковым и другим участником кружка, Владимиром Коцуром, они не раз участвовали в энтомологических экспедициях на Кавказ. Со временем география путешествий расширилась. В поисках новых интересных бабочек Евгений Александрович вместе с коллегами выезжал в горы Тянь-Шаня, степи и песчаные пустыни Казахстана, влажные тропические леса Юго-Восточной Азии.

«Каждая такая экспедиция – это не отдых, как могут подумать некоторые, а напряженная ежедневная работа. Но она дает свои результаты. По итогам наших экспедиций во Вьетнам в 2018 и 2019 годах уже описано два новых, ранее не известных науке вида бабочек. Еще один новый вид найден в 2018-м в Казахстане. А значительная часть собранного там материала все еще ждет своих первооткрывателей в нашей лаборатории», – отметил Евгений Александрович.

Сегодня преподаватель вместе с единомышленниками продолжает изучение фауны Беларуси. Особенно привлекает его богатая природа Полесья.

Родное Белорусское Поозерье также продолжает регулярно удивлять энтомологов интересными находками. Сейчас Евгений Держинский руководит проектом «Эколого-фаунистическая характеристика огневкообразных чешуекрылых (Lepidoptera: Pyraloidea) Национального парка «Браславские озера», финансируемым Белорусским Республиканским фондом фундаментальных исследований.

В зимний период он обрабатывает материал, собранный за сезон. А весной, когда едва растает снег, снова наступит пора полевых работ.

Евгений Александрович считает, что сегодня мало специалистов, которые изучают бабочек. Он надеется, что сможет заинтересовать своими исследованиями студентов и привлечь их в науку.

«Даже для того, чтобы составить красивую коллекцию из аккуратно расправленных бабочек, которую не стыдно показать друзьям, нужно приложить немало усилий. А ведь с этого наша работа только начинается. Кроме того, чтобы собрать интересный материал, приходится немало времени проводить в экспедициях, неделями жить в палатке вдали от цивилизации вне зависимости от климата и погодных условий», – рассказал преподаватель.

Евгений Александрович отметил, что отдельной личной коллекции у него нет. Собранные экземпляры он передает в биологический музей нашего университета, Национальную академию наук Беларуси, Зоологический институт Российской академии наук.

Также он участвует в исследовании других беспозвоночных фауны Беларуси. В течение двух лет под руководством преподавателя с белорусской стороны выполнялся совместный с Институтом цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проект по изучению морфологического и генетического разнообразия дождевых червей Беларуси.

О достижениях

Совсем недавно Евгению Александровичу была назначена стипендия Президента Республики Беларусь. И это закономерно. Евгением Держинским были выявлены особенности географического распространения и внутривидового разнообразия дождевых червей фауны Беларуси; установлены более 100 видов чешуекрылых насекомых и 3 вида дождевых червей, ранее на территории республики не зарегистрированных; обнаружены новые места обитания охраняемых видов чешуекрылых насекомых, что позволило расширить данные об их таксономическом разнообразии, ввести новые виды в сферу действия Красной книги Республики Беларусь, а также разработать предложения по мерам их охраны.

Евгений Александрович рад, что его труд оценен по заслугам. Он благодарен своим родным, учителям, коллегам, коллективу научного сектора ВГУ, руководству университета.

Результаты исследований преподавателя используются в природоохранной деятельности государственных природоохранных учреждений, среди которых Березинский биосферный заповедник, национальный парк «Браславские озера», национальный парк «Беловежская пуща», заказник республиканского значения «Освейский», республиканский биологический заказник «Днепро-Сожский», Гомельский дворцово-парковый ансамбль, а также в учебном процессе учреждений образования.

Автор Алеся Мядиль

+1
7
+1
2
+1
0
+1
4
+1
1