Профессор Елена Крикливец о литературе: «Я ее читаю, создаю, преподаю, изучаю»

Профессор Елена Крикливец о литературе: «Я ее читаю, создаю, преподаю, изучаю»

В нашем университете работают и учатся очень талантливые и творческие люди. Одни пишут картины, делают сувениры из глины либо войлока, вяжут или вышивают, другие же дают возможность любителям литературы окунуться в удивительный мир современной поэзии и прозы.

Пример талантливого мастера слова – доцент кафедры литературы Елена Крикливец, доктор филологических наук, доцент. Специально для VSUonline преподаватель рассказала о своем творческом пути и не только.

– Елена Владимировна, когда началось ваше увлечение литературой?

Мои первые поэтические строчки появились еще в раннем детстве. В тот момент я еще не умела писать, поэтому записывала за мной бабушка.
В школе начали появляться первые произведения. В основном это были сказки в стихах.
Моя первая публикация появилась в 10-летнем возрасте. Бабушка отправила мою сказку на республиканский конкурс «Сказки для детей Беларуси». В итоге была издана большая и красиво иллюстрированная книжка.
В 11 классе я познакомилась с витебским композитором, художественным руководителем детской музыкальной студии «Альтанка» Николаем Николаевичем Родионовым. С тех пор мы и сотрудничаем! Вместе пишем песни для детей.

– Что больше всего помогло вам вырасти как поэту?

Я считаю, что чтение формирует художественное мышление, а талантливые литературные произведения демонстрируют творческие горизонты, к которым хочется стремиться.

– Стихи каких авторов больше всего повлияли на ваше мышление?

Думаю, что поэзия в большей степени воздействует на эмоциональную сферу. А на становление меня как автора повлияли, скорее, мой личный жизненный и читательский опыт, а также понимание того, что каждый поэт или писатель предлагает свой способ познания мира. И чем больше в нашем арсенале этих способов, тем богаче наши социальные и творческие возможности.

– Елена Владимировна, как вы считаете, поэзия – результат вдохновения или работы?

– Поэзия – результат ответственного и осознанного отношения к художественному слову и к содержанию поэтического высказывания, а это предполагает контаминацию и вдохновения, и скрупулезной работы.

– Почему не все могут писать стихи? Можно ли этому научиться?

– А почему не каждому дано стать хорошим архитектором, хирургом, бухгалтером? Важно найти себе дело по душе, раскрыть свои индивидуальные способности, идти своей дорогой. Можно, конечно, научиться рифмовать, овладеть техникой стихосложения, так сказать, «проверить алгеброй гармонию». Будет ли это поэзией? Ремеслом, наверное, будет.

– Какое из ваших опубликованных стихотворений вам нравится больше всего?

Все стихи (и неопубликованные тоже) отражают мое эмоциональное и ментальное состояние на момент их написания. Строки, написанные в 20 лет, и, например, в 35 – это разные по наполненности произведения, демонстрирующие разные ракурсы художественного осмысления мира и себя в мире. Скажу так: за то, что было опубликовано в 20 лет, мне не стыдно.

– Какие темы и мотивы вам близки? О чем вы бы никогда и ни за что не взялись писать?

Смею надеяться, что мой художественный мир основывается на таких категориях, как Родина, память о прошлом, взаимосвязь поколений, семейные ценности, любовь, творчество. Табуированных тем для меня не существует. Не могу писать «на заказ», без стеснения отказываюсь это делать, хотя часто обращаются с подобными просьбами. Считаю, что это девальвирует саму суть поэзии.

– Елена Владимировна, приходилось ли вам переживать творческий кризис?

Никогда не относилась к тем поэтам, которые впадают в отчаяние из-за недели «творческого простоя». Я не самый плодовитый автор (смеется). В моей жизни есть разные способы «взаимодействия» с литературой: я ее читаю, создаю, преподаю, изучаю… Если не «приходят» стихи, можно ведь и научную статью написать (смеется).

– Можно ли с юных лет научить детей любить стихи и ценить их? Читаете ли вы свои стихотворения вашему ребенку?

Не знаю, как «учить любить»… Знаю, что ребенок может видеть или не видеть родителей с книгой в руках.
Боюсь, что сын в свои полтора года еще слишком мал для моих поэтических сборников, но книги с хорошими детскими стихами и иллюстрациями в его обиходе уже присутствуют.

– Говорят, что творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли вы с этим утверждением?

Если творчество не открывает двери к сердцу – это ерунда какая-то, а не творчество.

– Где лучше всего публиковать свои стихи начинающим поэтам?

В настоящее время интернет открывает большие возможности для любого автора (не только начинающего), который хочет быть услышанным. А для того, чтобы попробовать свои творческие силы и заявить о себе в литературном окружении, существует целый ряд конкурсов, фестивалей и мастер-классов, в которых имеет смысл принять участие. Если нужна консультация – обращайтесь, всегда рада помочь.

– Спасибо за интересную беседу, Елена Владимировна!

 

Автор Алеся Мядиль

+1
11
+1
0
+1
0
+1
3
+1
1