За открытиями – в лабораторию

За открытиями – в лабораторию

Лаборатории ВГУ – это пример того, что современная наука представляет собой не скучные исследования пыльных томов учебников, а увлекательное путешествие в мир неизведанного и малоизученного.

В 4-х учебных корпусах университета функционируют более 20 (!) специализированных лабораторий, оборудованных новейшей техникой. Это позволяет студентам и преподавателям участвовать в международных видеоконференциях, слушать лекции ученых из учреждений высшего образования Беларуси и других университетов мира, а также проводить научные исследования.

Прежде чем поближе познакомиться с некоторыми из них, а также узнать все их преимущества, выясним, что же все-таки стоит за определением понятия «лаборатория». Толковый словарь гласит: лаборатория – учреждение (отдел), ведущее экспериментальную научно-исследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и др. опытов. Все четко и понятно, однако, прогуливаясь по коридорам университета, мы можем заметить указатели: научно-исследовательская, научно-инновационная… и все это лаборатории. В чем же их отличие?

Как корабль назовёшь

Название лабораторий, как и их техническое оснащение, зависит от сферы деятельности. Описать все разновидности сложно, однако можно перечислить наиболее популярные. Например, для лабораторий факультета математики и информационных технологий характерна инновационная и практическая направленность, которая реализуется совместно с IT-компаниями. Образовательные лаборатории и центры обеспечивают образовательный процесс, участвуют в формировании и совершенствовании практических навыков и профессиональных компетенций учащихся и студентов. Научно-исследовательская лаборатория предназначена для проведения экспериментов и научных исследований как молодых, так и опытных ученых. Именно там реализуются проекты по заданиям государственных программ научных исследований, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.

С теорией разобрались, пора отправиться в небольшой тур по университету. Заглянем на факультеты, где лаборатории занимают большую часть аудиторного фонда: факультет математики и информационных технологий и факультет химико-биологических и географических наук.

Елена Залесская, декан факультета математики и информационных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент:

– Главной задачей высшего образования является обеспечение соответствия обучения в вузах требованиям предприятий-работодателей. В настоящее время к учебному процессу в университете мы активно привлекаем государственные организации и IT-компании, чтобы студенты выпускались готовыми конкурентоспособными специалистами и могли сами строить бизнес. Очень приятно, что ведущие IT-компании нашей страны активно принимают участие в образовательном процессе.

Одним из самых эффективных способов организации практико-ориентированного обучения являются совместные лаборатории. Такая форма сотрудничества с организациями-заказчиками кадров, как открытие специализированных совместных лабораторий, позволяет укрепить связи с производством и реальным сектором экономики, актуализировать направленность содержания учебных дисциплин на решение практических задач и в целом усилить практикоориентированность обучения.

Сегодня на факультете математики и информационных технологий работают 7 совместных лабораторий с базовыми организациями – резидентами Парка высоких технологий. В данных лабораториях помимо университетских специальных дисциплин проводятся дополнительные факультативные занятия, тренинги, мастер-классы с привлечением сотрудников компаний по дополнительным современным направлениям ИКТ: искусственному интеллекту, языкам программирования, тестированию ПО, распознаванию и визуализации образов и др. Вместе с сотрудниками компаний и преподавателями университета наши студенты также выполняют различные научно-исследовательские проекты. Это фундаментальные и прикладные исследования и разработки в области математического и компьютерного моделирования, в области применения информационных систем и технологий в медицине, методов искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики и их применения в различных предметных областях, в том числе в сфере комплексного анализа больших данных, распознавания образов.

Такое тесное взаимодействие нашего университета с базовыми организациями позволяет студентам трудоустраиваться на работу еще в период обучения на 2 – 3 курсах.

Своими глазами через виртуальные очки

В кабинете под номером 313 располагается лаборатория виртуальной и дополненной реальности (совместно с «Innowise Group»). Здесь разрабатываются высокотехнологичные приложения и сервисы в широком спектре предметных областей, что является основой в подготовке IT-медиков. Компьютеры с высокопроизводительными видеоадаптерами позволяют выполнять 3D-моделирование, готовить контент для очков виртуальной и дополненной реальности, разрабатывать программное обеспечение.

Основной частью оборудования являются компьютеры, системы виртуальной реальности HTC VIVE PRO (7 комплектов) и очки дополненной реальности Epson Moverio BT (2 комплекта). Иммерсивные технологии и разработанные продукты уже используются в научных и производственных целях.

Татьяна Толкачёва, декан факультета химико-биологических и географических наук, кандидат биологических наук, доцент:

– На нашем факультете практически все дипломные и курсовые работы носят экспериментальный характер. Это подразумевает под собой проведение исследования (эксперимента) на специальном оборудовании в присутствии научного руководителя, аспирантов. Уже следующими этапами работы станут статистическая обработка полученных результатов с оформлением необходимых документов.

Благодаря хорошо оснащенным лабораториям студенты во время обучения уже овладевают основами физико-химических методов анализа, учатся работать на современном высокоэффективном оборудовании, правильно интерпретируют полученные результаты. Около 60% дипломных и курсовых работ выполняется по заказу предприятий, что позволяет проводить и изучать все этапы исследования, аналогичные тем, что реализуются на производстве. За каждым оборудованием закреплены небольшие группы (преподаватель из числа доцентов, молодой преподаватель, аспирант, магистрант), которые занимаются определенными исследованиями. Например, с этого года у нас впервые проводятся микробиологические исследования.

В структуре факультета кроме научно-исследовательских лабораторий имеются специализированные кабинеты и лаборатории, оснащенные оборудованием и наглядными материалами для учебных целей – химическое оборудование, ламинарный бокс, микроскопы, коллекции и препараты насекомых, ракообразных, позвоночных животных, растений, макеты скелетов и мышц и др.

Разложить не только по полочкам

В аудитории 504 расположена лаборатория «Структурно-функциональных исследований», где проводится анализ биологических объектов, материалов и жидкостей; растительного лекарственного сырья, биофармацевтических субстанций, метаболических маркеров окислительного стресса растений и животных, физико-химических показателей почвы, поверхностных вод, донных отложений. Благодаря единственному в регионе анализатору клеточного метаболизма у ученых ВГУ есть уникальная возможность проводить исследования энергетического метаболизма в живых клетках в режиме реального времени.

Здесь широко применяют современные биоинформатические методы исследования, которые позволяют обрабатывать огромный массив данных, выявлять закономерности, предсказывать функции генов и зашифрованных в них белков, выстраивать модели взаимодействия генов в клетке, конструировать лекарства.

ВГУ – классический университет, а значит здесь активно выполняются исследования и по педагогике, методикам предметного обучения, практической психологии и т.д. Наука – это прекрасная возможность для развития и самореализации, и воспользоваться такой возможностью стоит всем машеровцам.

Автор Елена Юхно

+1
7
+1
0
+1
2
+1
1
+1
1