Выпускник 2019-го года факультета физической культуры и спорта ВГУ имени П.М. Машерова, а ныне тренер специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва футбольного клуба «Витебск» (СДЮШОР ФК «Витебск») Артём Козорез не понаслышке знает об особенностях взаимодействия с детьми. Он знакомит ребят с самым популярным командным видом спорта – футболом, и то, насколько все пройдет успешно, зависит от многих факторов. О важных качествах для детского тренера, мотивации и своем личном пути в футболе – в материале VSUonline.
Артём, когда Вы пришли в спорт, и почему из всех его видов отдали предпочтение именно футболу?
В детстве я занимался плаванием. Но однажды во время прогулки недалеко от спортивной школы друг предложил туда зайти и записаться на футбольную секцию, мне тогда было 10 лет. Вот такое немного спонтанное знакомство с футболом переросло в любимое дело, которым я хочу заниматься всю жизнь. Моим первым тренером был Виктор Иванович Равков, а занятия проходили в СДЮШОР «Комсомолец».
Почему для получения высшего образования Вы выбрали ВГУ имени П.М. Машерова?
Для поступления я рассматривал два университета, в которых были специальности, связанные со спортом: ВГУ имени П.М. Машерова и БГУФК. В 17 лет, как раз в год выпуска со школы, я подписал свой первый контракт с футбольным клубом «Витебск», а потому и решение было принято в пользу ВГУ. Но я никогда об этом не пожалел, даже продолжил свое обучение в магистратуре.
А что со времен студенчества сейчас вспоминаете чаще всего?
Интересные пары у нас были по гимнастике, плаванию. Точно никогда не забуду поход после второго курса: палатки, конкурсы, проливной дождь и работа в команде тогда научили нас многому. Ну и, безусловно, это футбол. Было здорово под руководством Вадима Аркадьевича Хлопцева играть за ВГУ на различных соревнованиях и добиваться высоких результатов: в один год мы заняли второе место в универсиаде среди вузов Беларуси.
Занятия по педагогике, психологии, личный пример преподавателей, у которых мне посчастливилось учиться, – все это сформировало крепкий фундамент для моей работы. А некоторыми советами Сергея Леонидовича Богомаза и Геннадия Николаевича Ситкевича я пользуюсь и сейчас.
Магистратура также оказалась очень полезной в моей профессиональной деятельности. Практическая часть моего исследования «Развитие умственных способностей у детей младшего школьного возраста с использованием элементов футбола» заключалась в проведении эксперимента с двумя группами детей одного возраста. Одной из них на тренировках я предлагал помимо физических упражнений выполнять задания на развитие интеллекта и внимательности. В конце эксперимента контрольные тесты показали, что такая группа повысила свои изначальные результаты (умственные и физические) на 8% в отличие от ребят, которые не выполняли подобные задания.
Сейчас также продолжаю учиться в институте повышения квалификации и переподготовки кадров по специальности «Тренерская работа».
Как произошла трансформация профессионального футболиста в тренера?
Быть футболистом очень сложно. После завершения профессиональной карьеры из-за полученной травмы я решил остаться в футболе и попробовать себя в тренерстве. Вот уже четвертый год успешно тренирую и, думаю, я на правильном пути. Помню, как в первый год набирал группы детей 6 – 7 лет и понимал, как не хватает опыта, практики взаимодействия с ними. Сейчас у меня 5 групп по 18 человек и могу сказать, что получается находить общий язык со всеми. В детском футболе огромное количество плюсов. У детей развиваются, в первую очередь, физические качества, выносливость, реакция, дисциплина, командный дух.
Я испытываю огромное удовольствие от работы с ребятами. Считаю, что если ты не любишь детей, то это не твоя профессия.
Коммуникация с детьми и родителями, что сложнее?
Однозначно с родителями. У меня у самого растет сын, и я понимаю, что наши дети самые лучшие, и всем хочется, чтобы их ребенок участвовал в турнирах, был самым спортивным и т.д. Правилами школы запрещено присутствие родителей на занятиях, и я полностью это поддерживаю. Тренировки – это мое поле. Я вижу и могу оценить успехи ребят, дисциплину, посещаемость, готовность к соревнованиям т.д., поэтому и решение остается за мной. Вообще родители, дети, тренер – все должны двигаться в одном направлении. Родители должны верить в своих детей, ведь без их поддержки ничего не получится.
В чем преимущество спортивной школы при действующем футбольном клубе?
Если говорить о нашей школе, то преимущества очевидны. При футбольном клубе «Витебск» три года назад сформировалась «Академия футбола», куда принимают лучших ребят со всей Витебской области. В процессе обучения ребенок из нашей школы знакомится с тренерским составом, а значит при прохождении отбора он будет чувствовать себя более уверенно.
Какой карьерный рост у детского тренера по футболу? К чему стремитесь именно Вы?
Для тренера фундаментом является его образование, а расширить свои компетенции помогает лицензия. И если диплом выдается один раз и на всю жизнь, то на лицензии указан срок, до которого она действует. После истечения этого периода тренер должен или переходить на следующий уровень, или продлевать ее.
Прямо сейчас я прохожу обучение для получения лицензия «С» – UEFA, которая дает право руководить детско-юношескими или любительскими командами. Далее идут «B», «A», «Pro». Хотелось бы добиться максимального результата, чтобы развиваться в этом направлении.
Какая самая высокая награда для тренера детской команды?
Видеть, как растут и развиваются твои воспитанники, как через некоторое время они выполняют разные сложные упражнения, как радуются, когда у них что-то получается – все это дорогого стоит. Главное, чтобы ребята были хорошими людьми: воспитанными, дружили, общались между собой. И даже если у них не получится со спортом, могли бы добиться достойных результатов в других сферах. Ну а если кто-то заиграет в профессиональный футбол, станет маленькой звездочкой, то это, наверное, и будет самой высокой наградой!
Автор Елена Юхно