Первые шаги в науку

Первые шаги в науку

Университет – это не просто учебное заведение, которое дает знания и подготавливает высококвалифицированные кадры, это еще и научно-исследовательское учреждение. Во многих передовых странах наука развивается во многом благодаря университетам.

Благодаря интеграции науки и образования в процессе обучения повышается уровень подготовки кадров, развивается инициативность молодежи, увеличивается ее заинтересованность в научно-исследовательской, изобретательской деятельности, поиске нестандартных и эффективных решений проблем и вопросов.

Когда и как начать? Как определиться с темой? Как выбрать научного руководителя и что делать с получившейся работой? Данная статья поможет найти ответы на поставленные вопросы.

  • КОГДА И КАК НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

Прийти к тому, что ты хочешь заниматься научной деятельностью, можно на любом этапе своей жизни. Никогда не поздно попробовать. Однако чем раньше начнешь, тем быстрее приобретешь опыт.

Попробовать себя в качестве исследователя можно еще в школе, но большинство впервые сталкиваются с «наукой» уже в университете. Придя на первый курс, сложно понять, хочется ли заниматься научной деятельностью или это «не мое». Первокурсник еще не знает, как писать научную работу, как выбрать тему и к кому обратиться. В нашем университете есть прекрасная возможность познакомиться с азами написания тезисов (небольшой по объему работы для участия в студенческих конференциях) и проведения мини-исследования. Каждому студенту-первокурснику предлагается выступить на его первой конференции. За ним закрепляется научный руководитель, который станет проводником в еще неизученный и совершенно новый мир науки.

  • КАК НАЙТИ И ВЫБРАТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?

Научный руководитель – это преподаватель, который курирует твою работу. Он направит тебя и твои идеи в нужное русло. Он может помочь с поиском необходимой литературы, сможет указать на ошибки, предоставить необходимые материалы.

Писать тезисы доклада можно с любым преподавателем, который заинтересован в той же теме, что и ты. Если возникает трудность с поиском научного руководителя, можно обратиться на кафедру или попросить куратора помочь найти преподавателя, который готов с тобой поработать. Преподаватели сами заинтересованы в написании тезисов с высокомотивированными студентами.

  • КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ТЕМОЙ?

Выбрать тему бывает очень трудно, особенно если ты новичок и только начинаешь углубляться в любимый предмет. Чтобы разрешить эту проблему, можно обратиться за помощью к своему научному руководителю. Он может предложить свои темы или помочь развить твои идеи. Можно также черпать вдохновение и идеи из научных журналов, они всегда отражают актуальные проблемы и тенденции по тем или иным вопросам.

Правильно выбранная и сформулированная тема – это половина успеха. Попытайся максимально сузить тему до изучения в рамках определенного феномена, периода, тенденции, проблемы, точки зрения, теории.

  • КАК ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ ТЕЗИСЫ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

Вот ты нашел научного руководителя, у тебя на руках есть тема, а что делать дальше?

Для начала необходимо хорошенько разобраться в теме: начиная от общего к частному, от самой базовой информации к более узконаправленной. Попробуй сформулировать несколько опорных вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, а затем отталкивайся от них.

Далее нужно ознакомиться с литературой по теме. Тут помогут учебники, книги, тезисы других студентов из сборников конференций, статьи из научных изданий преподавателей и ученых. Благодаря интернету у нас есть доступ к многочисленным библиотекам и архивам, что значительно облегчает поиск необходимой литературы. Если ты знаешь иностранные языки, то тебе доступны исследования ученых из ведущих университетов мира. Например, можно воспользоваться Google Scholar. Также можно обратиться за помощью к работникам университетской научной библиотеки.

Когда литература подобрана, а тема изучена, можно приступать к введению: формулированию цели, объекта и предмета исследования. Очень часто у студентов возникают трудности с определением объекта и предмета. Объект является более широким понятием, это то, что вы планируете изучать, некая проблема, а предмет – это характеристика или определенные функции этого объекта. Чтобы проще было понять, можно запомнить следующую ассоциацию: «Объект – это яблоко, а предмет – влияние низких температур на сохранность яблока».

Важными характеристиками исследования являются актуальность и новизна. Актуальность представляет собой степень важности работы, ее значимость, а новизна предполагает исследование не изученных полностью вопросов и путей их разрешения или предложение новаторского способа решения какой-то проблемы.

Теперь, когда есть введение, время приступать к основной части, которая занимает большую часть всей работы. Основная часть содержит в себе ответы на поставленные вопросы. Здесь рассказывается о результатах, полученных в ходе исследования.

В заключении подводится итог проделанной работы, делаются выводы. Заключение представляет собой пересказ полученных результатов из основной части.

Работа не заканчивается даже после написания заключения. В конце приводится список использованных источников в соответствии с актуальными требованиями к оформлению.

  • НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ: ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОУЧАСТВОВАТЬ?

Когда работа написана, ее можно отправлять. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо ознакомиться с требованиями к тезисам. Они представлены на сайте университета или конференции.

Важным требованием, предъявляемым к работам, является уникальность текста. Плагиат недопустим в научном мире и имеет серьезные последствия.

Конференции имеют разные формы участия. Обычно это очная (выступление в рамках конференции и публикация тезисов в сборнике) и заочная (только публикация материалов).

  • НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ В ВГУ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА.

В нашем университете проводятся конференции в различных областях науки. Их самым очевидным преимуществом является бесплатное издание сборника тезисов по результатам конференции. Для будущих ученых и исследователей важно количество напечатанных материалов, поэтому участие в университетских конференциях является отличной возможностью набраться опыта и «собрать портфолио».

«Машеровские чтения» – это ежегодная международная научно-практическая конференция, которая проводится на базе нашего университета. Она охватывает все области науки, которые задействованы в нашем университете. Традиционно она проводится в октябре. Также, издается сборник тезисов.

«Молодость. Интеллект. Инициатива» – еще одна научно-практическая конференция, которая охватывает различные проблемные поля. Ежегодно проходит в апреле.

«Молодежь XII века: образование, наука, инновации» – международная конференция на английском языке, проходит в декабре.

На базе университета также проходит много других узконаправленных научных конференций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте conf.vsu.by.

  • СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И НАУЧНЫЕ КРУЖКИ ВГУ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА.

В нашем университете есть студенческое научное общество (СНО), которое ставит перед собой задачи популяризации научной деятельности среди студентов и развития навыков самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы.

Основными структурными единицами СНО университета являются студенческие научные кружки (СНК), которые функционируют при каждой кафедре университета под научным руководством заведующих кафедрами.

  • НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ ВГУ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА.

Для учащихся лицея также организовано общество, целью которого является привлечение лицеистов к учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектной деятельности.

А теперь предлагаю обратиться к тем, кто непосредственно занимается научно-исследовательской деятельностью, чтобы из первых уст узнать, что такого привлекательного в науке, зачем ей заниматься и есть ли в этом какие-нибудь плюсы.

  • Что подтолкнуло тебя заниматься научно-исследовательской деятельностью?

Максим Прищепа, преподаватель кафедры германской филологии:

«Научно-исследовательская деятельность меня заинтересовала потому, что она развивает в человеке такие личностные качества, как разносторонняя эрудированность, любознательность, упорство и работоспособность, предприимчивость в решении нестандартных задач, креативность и самостоятельность, коммуникабельность и организаторские способности, а также потребность в профессиональном самообразовании.
И, самое главное, просто интересно делать то, что до тебя никто не делал».

Александра Курзова, студентка 3 курса факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций:

«Научной деятельностью хотела заниматься еще на первом курсе в первом семестре, но тогда я просто не имела представления обо всей системе. Когда у нас начались различные дисциплины, то возник интерес изучать некоторые вещи углубленно. Первую статью я захотела написать после изучения дисциплины «Психология», затем захотелось писать статьи по литературоведению и языкознанию. Я с радостью погружалась в новые для себя темы.
Проще говоря, любая дисциплина могла вызвать интерес и подтолкнуть к изучению чего-то нового».

  • Как занятие научно-исследовательской деятельностью помогало тебе в учебе?

Максим Прищепа:

«Во-первых, научные исследования позволяют углубить знания в профессиональной области. Во-вторых, сам процесс научно-исследовательской деятельности способствует развитию навыка самообразования, систематического умения вести работу, последовательно анализировать и классифицировать информацию. Третье, НИР предполагает не только письменные работы-отчеты, но и устные выступления. Все это учит формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать свою позицию. Наконец, в процессе НИР у студентов часто есть возможность развить свои компетенции в области использования технических средств: это не только специальное оборудование в лабораториях, но и совершенно иной уровень владения компьютером. Все это делает научно-исследовательскую работу действительно важным элементом образовательного процесса».

Александра Курзова:

«За два года научной деятельности я изменилась до неузнаваемости. Было много неудач и непринятых статей, что заставило меня стать сильнее и не бросить это дело. Наука мне очень помогает в учебе, так как развитие тех же когнитивных навыков позволяют мне выполнять свою работу качественнее и интереснее. Так как наука требует умения выступать на публике, то на парах выступать с рефератами и презентациями стало куда проще, чем было раньше. Также наука требует досконального изучения чужих работ, книг и пособий, а значит и способствует пополнению запаса знаний, а это позволяет углубленно понимать материал на парах, отвечать более вдумчиво, так как благодаря научной деятельности ты можешь образовывать новые логические цепочки».

  • Почему студентам важно заниматься научно-исследовательской деятельностью?

Максим Прищепа:

«Занятие научной работой помогает студенту развивать свою логику и мышление, учиться детально анализировать проблему и находить пути ее решения. При представлении научной работы на конференции у студента развиваются способность работать с аудиторией, навыки публичных выступлений, что в современном обществе крайне важно. Кроме того, наличие научных публикаций повышает перспективы научного роста».

Александра Курзова:

«Научную деятельность не следует относить к какой-то чужой прихоти или к вынужденному занятию. Я всегда говорю, что наукой может заниматься каждый, если сам того захочет. Написание научных статей и сам процесс исследования довольно сильно влияет на человека и на его мировоззрение. Чтобы написать статью, человеку необходимо: отобрать материал, который он будет читать (развитие критического мышления), изучить эти источники, что уже пополняет твой запас знаний, написать статью, а для этого надо задействовать различные когнитивные навыки, которые при самом процессе задействования также развиваются. В особенности это важно для современных людей, так как умея писать статьи, он сможет «выжить» в этом информационном потоке. Студент, который будет обладать данным навыком, в будущем станет более востребованным специалистом, что позволит ему успешнее других реализовывать свои задумки».

Как можно увидеть из ответов, занятие научно-исследовательской деятельностью является крайне полезным, так как оно развивает когнитивные и аналитические навыки, навыки написания научных текстов, работы с научной литературой, углубляет и расширяет знания в предмете, заставляет мыслить нестандартно, смотреть на проблемы под другим углом, стремиться узнавать что-то новое, «докапываться» до сути, а также развивает навыки ораторского искусства и выступлений перед аудиторией.

Кроме того, для студентов внебюджетной формы получения образования занятие наукой может помочь получить скидку на оплату обучения или даже полностью перейти на «бюджет».

Подводя итоги, можно сказать, что наука – это несложно, нескучно и полезно!

Автор Галина Баринова, студентка 5 курса
факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций

+1
10
+1
1
+1
2
+1
3
+1
0