Сергей Владимирович Николаенко известен в нашем университете как декан филологического факультета. Однако перед тем как перейти на должность руководителя, он долгое время работал учителем в школе и на собственном опыте знает, как воспитывать и обучать совершенно разных учеников. В преддверии самого тёплого праздника осени — Дня учителя — мы решили поговорить с мудрым педагогом и узнать, почему стоит избирать профессию наставника и заниматься наукой.
«В детстве я мечтал стать вагоновожатым»
Как это обычно бывает, детские приоритеты в выборе будущей профессии постоянно менялись. Вариантов было множество, но «преподавателя» среди них не отмечалось.
— В космонавты и подводники, как все, я точно не хотел. Тогда в Витебске не было такого разнообразного транспорта, как сейчас. Помню, стали ходить новые трамваи рижского завода — тогда мне сразу захотелось быть вагоновожатым. Но всё изменилось с 7-го класса, благодаря преподавательнице русского языка и литературы — заслуженного учителя БССР. Мне вообще в жизни очень повезло на учителей.
Мы с братом думали: «Только б мама не проверила уроки!»
Сергей Владимирович учеником был прилежным, школу закончил с одной «4» по черчению. Во многом так сложилось благодаря маме, которая очень интересовалась учёбой.
— Когда я пошёл первый раз в первый класс, мама взяла отпуск на весь сентябрь. Сидела со мной вечерами над прописями с ремнём в руках. Если я палочку или крючок не туда — мне доставалось. Когда я учился в 3-м классе, в одну субботу мама ушла по делам и сказала нам с братом самим сделать уроки. А была зима, снег, горка прямо под домом. Естественно мы побежали гулять с мыслью: «Господи, чтоб только мама не проверила уроки». А она всегда перед выходом в школу проверяла, как мы одеты, чистые ли рубашки и самое главное — что лежит в портфеле, там никогда не было посторонних вещей. И вот мама взяла и перед самым выходом в школу посмотрела тетрадь, как я тогда получил — заставила переписать всё. Но это дисциплинирует, в будущем дало огромные результаты. Кнут и пряник — то, что нужно для воспитания.
Сергей Владимирович отмечает, что он человек очень домашний, город менять никогда не хотел, опыта жизни в общежитии не знает, поэтому выбор учреждения образования был сделан легко.
— Выбор вуза — полностью моё решение, я ни с кем не советовался, в школе знали, что я пойду в институт имени Кирова, на филфак. Отец был ужасно против. Он говорил из своего опыта: «Вот понимаю трудовик и физкультурник, но чтобы мужчина вёл русский язык!». Даже на белорусский был согласен. Говорил, знать меня не будет. Но ничего, потом он очень радовался и гордился.
«Для кого-то профессия «учитель» — работа, для кого-то — призвание. Я же — педагог во всём»
Ещё будучи студентом, Сергей Владимирович проводил исследование. Его дипломная работа «Воспитание интереса к урокам русского языка через осознание смысла предложения», победившая на всесоюзном конкурсе, включала в себя эксперимент, который показывал на каком месте предмет «русский язык» в рейтинге среди дисциплин. Оказалось, что не на высоком.
— Среди причин низкого рейтинга была и «трудность изучения», но самый популярный ответ — неинтересный учитель. Мало что изменилось сейчас. Поэтому, когда я пришёл в школу, я себе говорил: «Нет, на моих уроках детям будет интересно». На мой взгляд, учитель — это артист на сцене. Если спектакль интересен, то это хорошая работа режиссёра. А если интересный урок, то это хорошая работа учителя. Хорошие артисты — штучный товар. Одно дело, когда учитель на уроке монотонно говорит: «Откройте учебники, читайте», а другое дело, когда ты всё делаешь с интересом, на подъёме и эмоционально. Предмет может быть сложным, но если в классе есть настоящий учитель, в аудитории — настоящий преподаватель, то дети, студенты и знания получат, и предмет будут любить. Иначе зачем в профессии быть. Для кого-то профессия «учитель» — работа, для кого-то — призвание. Я же — педагог во всём. Просто «работать» можно деканом, преподавателем — никогда.
«Делаю то, что умею и что нравится»
Переключаться на работу в высшей школе Сергей Владимирович не планировал, с удовольствием работал в школе и двигался по карьерной лестнице.
— Помню разговор на 4-м курсе с Анной Михайловной Мезенко, заведующей кафедрой общего и русского языкознания, на 6-м этаже возле окна. Она говорила, что надо оставаться работать в университете, заниматься наукой. Но мне, как любому студенту, не хотелось. Я действительно рвался в школу, та работа была мне «в кайф». Правда, прошло несколько месяцев, и когда я ехал на трамвае на работу мимо института, то всегда отворачивался, чтоб только не смотреть в окна 607-й аудитории. Думал, какие счастливые все там, делать ничего не надо, им лекции читают, а у тебя тетради и трудные ученики. Но мне было интересно делать моих учеников лучше. Сначала я стал классным руководителем, потом заместителем директора по воспитательной работе в своей любимой 21-й школе, где всё начиналось. Мы столько всего придумывали нового. Потом победил на областном этапе конкурса «Учитель года» и меня пригласили директором в 17-ю школу.
После сложилось так, что Сергей Владимирович вернулся в университет, который успел уже очень измениться с его студенческих лет.
— Вспоминаю своё учебное расписание и вижу нынешнее: сколько всего сегодня можно взять для мозгов, для души и для интереса. Почему у меня такого не было (улыбается).
Сергей Владимирович защитил кандидатскую диссертацию и вовсе не думал о повышении. Работал, преподавал, писал научные работы. А после ректор предложил возглавить проект «Телевидение Витебского Университета (ТВУ)».
— Это было что-то новое. Потом я уже понял, что меня «проверяют». У первого декана филологического факультета Леонида Михайловича Вардомацкого закончился контракт, и меня назначили на эту должность. Я очень благодарен Леониду Михайловичу, что он сейчас рядом со мной, помогает во всём и подсказывает. Я бы не смог руководить строительной компанией, я в этом не сведущ. Делаю то, что умею и что нравится. Когда я стал доктором наук и перешёл на должность профессора, для меня ничего не изменилось. Это подтвердят те, кто меня хорошо знает. Всё по-прежнему интересно, только теперь ещё поле деятельности предоставляется побольше.
«Мир в многообразии — моё любимое выражение»
В работе декана есть множество плюсов и минусов, как и в любой профессии. Сергей Владимирович отметил то, что ему особенно нравится и наоборот.
— Мне нравится, что каждый день не похож на предыдущий в плане эмоций, принятия решений. Мир в многообразии — моё любимое выражение. Я противник того, чтобы смотреть на мир в черно-белых тонах, иногда бывает трудно определить, что плохо, а что хорошо.
Преподаватели бывают сложные, студенты — кладезь эмоций и проблем, да и я иногда обидные вещи говорю и веду себя неправильно. Мне нравится, что на факультете много творческих студентов и преподавателей, мы можем осуществлять разные проекты. Могу знакомиться с опытом моих коллег из других вузов, и хочется, чтоб этот опыт здесь прирастал.
Важно, что мы поддерживаем традиции и развиваемся. Есть и минусы. К моему большому сожалению, это — немотивированность некоторых студентов. Так хочется, чтобы за эти 4-5 лет они успели приобрести багаж знаний, общения, творчества. Есть много решений, которые направлены не на развитие. Есть дела, которые нужно сделать, а они отвлекают и занимают много времени. Вместо этого хочется пойти в аудитории или общежитие, пообщаться со студентами, проверить как живут, помочь адаптироваться.
Сергей Владимирович, как руководитель большого факультета, каждый год принимает в ряды преподавателей молодых специалистов. Самой важной чертой в перспективном сотруднике он считает стремление заниматься наукой.
— Я за молодёжь. Но для того, чтобы иметь право учить, надо знать всё на уровень выше. Сказать себе: отдохну, потом пойду в магистратуру — это не честно. Нужно либо выбирать науку, либо уходить в другую область, где будешь хорош. Мне нравится, когда студенты хотят развиваться, приятно, что мои выпускники уже в докторантуре. Пусть молодёжь делает лучше меня. Тогда моя жизнь декана проходит не зря.
Благодарные ученики есть у любого учителя, и, как показывает практика, среди них чаще попадаются «двоечники», чем медалисты. Они возвращаются и говорят спасибо.
— Уверен, что в душе Николаенко помнят все: и как учителя, и как директора, и как декана. Моим школьным ученикам уже по 40-45 лет, сколько в них вложено, сколько с ними пережито, иногда и «ломать» приходилось. Приятно, что со многими хорошие отношения.
Строгий декан и мудрый преподаватель — таким знают Сергея Владимировича в университете, а за его пределами он предстаёт перед нами в роли романтика и искателя приключений.
— Я не рыбак. Не коллекционер. Просто в жизни хочется попробовать всё! Если мне звонит друг и говорит, что у него боровики прямо у крыльца растут, я приду, но не потому что это моё хобби, просто интересно. Есть возможность общаться — общаюсь, поехать куда-то — еду. Моя мечта — путешествовать и увидеть места, которые ещё не видел.
С высоты прожитых лет и накопленного опыта декан филологического факультета не стесняется признать некоторые ошибки юных лет.
— Себе 18-летнему я бы посоветовал изменить отношение к людям, не обижать стольких, сколько обидел в начале пути. Приходилось делать это вольно и не вольно, теперь стараюсь сдерживать себя.
«В начале жизни школу помню я»
В завершении интервью мы попросили Сергея Владимировича дать ответ на вопрос молодым специалистам, будущим учителям: «Почему всё-таки стоит идти в профессию учителя?»
— «В начале жизни школу помню я», — пишет Александр Сергеевич Пушкин. Почему нужно идти в профессию? Если прагматично: учителя и медики никогда без работы не останутся. А если по правде: это здорово — понимать, что ты участвуешь в жизни ребёнка, можешь помочь ему, неважно, 7-летний первоклашка это, 14-летний подросток или 17-летний первокурсник. Чувство, когда сердце бьётся и радуется или грустит, если что-то не получилось у твоего ученика, — бесценно. Ради этого надо идти. Я рад тому, как сложился мой профессиональный путь. Мне комфортно на факультет. Здесь скучать никогда не приходится, только пришёл — и сразу с коллективом вперёд!
Автор Ольга Ханис