«В шведской системе образования студент – центр внимания». Опыт учёбы по обмену.

«В шведской системе образования студент – центр внимания». Опыт учёбы по обмену.

Академическая мобильность – это уникальная возможность стажировки за рубежом. Наш университет осуществляет различные программы академической мобильности (Erasmus, DAAD, VISBY), в которых могут принять участие желающие студенты и преподаватели. По каким критериям идет отбор, что даёт участие в подобных программах и как стать тем самым счастливчиком нам рассказала Елена Гетманская, преподаватель-стажёр кафедры германской филологии, а еще год назад – студентка филологического факультета, которая проучилась по обмену 2 семестра в шведском государственном университете Мальмё.

«Успеть за пару недель»

Учёбой по обмену я заинтересовалась на ранних курсах – увидела объявление на стенде с указанными направлениями, университетами и размерами оплаты. Тогда я подумала, что те цифры – сумма, которую мне придётся платить, а не студенческая стипендия и, конечно, расстроилась, что не могу себе такого позволить.

Но позже к нам на лекцию пришли сотрудники международного отдела, которые подробно рассказали обо всех условиях программы Erasmus Mundus, в том числе и о том, что обучение проходит бесплатно. Аудитория оживилась, всем было это интересно, и я решила, что точно поеду. На тот момент до окончания срока подачи заявки оставалось 2 недели.

Студентам было предложено несколько стран (Португалия, Франция, Польша, Швеция, Испания) и разные направления специальностей. Я выбрала English Studies (английский язык) в шведском университете Мальмё.

Начался процесс подготовки, нужно было собрать, в принципе, не очень сложный пакет документов: справка из деканата, выписка из зачётки, рекомендательное письмо от преподавателя, сертификат из школы, тест на знание языка и мотивационное письмо.

Языковой тест мы сдавали в университете, поэтому я чувствовала себя очень расслабленно среди своих, это большой плюс.

Мотивационное письмо – очень важный пункт. Мне посоветовали не писать под копирку стандартные вещи, а почитать о месте, куда я хочу поехать. Я совместила ожидания руководства университета и свои цели, не забыв об эмоциональной составляющей; писала в позитивном ключе, но указав, что есть сложности, которые мне бы хотелось преодолеть. Отметила, что важным для меня будет приобрести опыт, который я передам свои ученикам/студентам, когда вернусь домой. После отнесла письмо преподавателю, чтобы он проверил язык, стиль и наличие ошибок.

Анкету CV (Curriculum vitae – «резюме») я отправляла уже в последний день перед дедлайном. Чтобы успеть всё заполнить, даже пропустила пару в университете, так сказать, «ради высшей цели».

Спустя несколько месяцев, в феврале, мне пришло сообщение о том, что надо пройти интервью по skype. Помню, я даже одолжила у знакомой девочки веб-камеру. Мне позвонили в назначенное время, попросили рассказать о себе, пожелали удачи. Это был последний этап отбора, на котором окончательно решилось, что я поеду в Швецию.

«Учиться в удовольствие»

Система обучения в Швеции отличается не только от нашей, но и от стандартной европейской. Перед началом 1 семестра, летом, в течение двух недель мы проходили адаптационный курс: ходили на специальные лекции, семинары, мероприятия, изучали город и его инфраструктуру. У нас были ознакомительные беседы, игры, студенческие встречи и поездки.

Сам университет оставляет невероятное впечатление: большие аудитории, мягкие стулья, как в кинотеатре, удобные столики – комфортно и тепло. Когда я получила своё первое расписание, я вообще не поняла, как будет проходить учебный процесс: были выходные среди недели, в день могло стоять всего лишь 2 лекции, а на семестр было отведено только 4 предмета (максиму добрать можно было еще только один). По их системе есть два варианта проведения занятий в семестре: только 1 предмет в течение 1 месяца или 2 предмета в течение 2 месяцев, и так чередуется. Наш поток, как и университет, был многонациональным. Например, предмет «фонетика» у нас вёл британец, а сами студенты приехали из 40 стран – из Беларуси нас было трое.

Экзамены проходили в разных форматах. В большинстве случаев – тесты. По литературе во втором семестре у нас был take home exam, который пишется дома. В расписании был большой перерыв, и я решила, раз свободна, слетаю-ка я в Италию на 4 дня. А потом за оставшиеся 4 дня экстренно писала экзамен, потому что заданий было очень много: надо было читать художественную литературу, работать со ссылками. И тогда я поняла, почему в университете очень ценили не только командную работу, но и самостоятельность.

Студент – это центр внимания, всё делается для его удобства. Общение с преподавателем проходит на очень дружеской волне, их даже называют только по именам, без титулов. После обучения в Швеции, у меня была возможность за лето сдать разницу предметов и попасть на 5 курс дома. Но я решила не усложнять лето усердной подготовкой: после 3 курса уехала и на 4 вернулась. Мне даже было интересно узнать, как у нас преподают предметы, которые я уже успела изучить. Чтобы сравнить подходы, отказалась от автоматических зачётов.

«Жизнь на стипендию»

Всем студентам по обмену предоставляется общежитие. В комнатах могут жить максимум по двое. Моя соседка была магистрантом университета. В комнате у нас была своя кухня, что очень удобно. А по условиям общежитие ничем не уступало хорошей квартире. У нас даже был специальный отдел, в который можно обратиться по бытовым вопросам, например, заменить лампочку. У каждого студента был свой ключ, чтобы зайти в здание, подняться на лифте, открыть этаж – никто не следил, во сколько мы возвращались домой. Часто мы устраивали праздники и вечеринки. У нас было замечательное общее Рождество – преподаватель подарил индейку, мы её приготовили.

Стипендии в 1000 евро хватало на нормальную жизнь: примерно 280 евро уходило на общежитие. Цены на продукты в 3 раза выше, чем у нас, но тем не менее, мы могли себе позволить и развлечения, и поездки. На год учёбы студентам предоставлялся вид на жительство, по которому мы также могли путешествовать по Европе: я побывала во Франции, Италии, Эстонии, Дании. Каждый преподаватель сказал, что нам очень повезло с погодой в тот год: солнечные дни, нет дождя.

«Невероятный опыт»

Если описать этот опыт одним словом, то это будет слово «восхитительно!» У меня появилось много друзей со всех концов света. Там я научилась учитывать мнения других, работать в команде, стала еще более открытой к новым идеям.

Всем, кто желает также попробовать жизнь и учёбу вдалеке от дома, я желаю принять твердое решение поехать, делать для этого все, что нужно, даже если сроки поджимают, идти до конца. И если с первого раза не получится – пробовать еще и еще! И верить в себя!

Автор Ольга Ханис

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0