Людмила Шевцова: «Вся моя сознательная жизнь связана с литературой»

Людмила Шевцова: «Вся моя сознательная жизнь связана с литературой»

«Вся моя сознательная жизнь связана с литературой, с этим самым древним видом художественного творчества. Вы спросите меня: почему такой интерес, еще и до такой степени? Я отвечу, что именно литература способна так полно и глубоко художественно обобщить духовный и социально-исторический опыт человечества. А понимание и осознание этого опыта для меня является одним из смыслов моей личной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому я не могу не вспомнить сейчас слова М.М. Бахтина: «За все, что я понял и пережил в искусстве, я отвечаю своей жизнью, чтобы все понятое и пережитое не осталось бездейственным в ней».

О выборе будущей профессии

Для меня все началось с домашней библиотеки. В моей семье книга и чтение являлись ценностью, хотя родители и не имели высшего образования. Но, как известно, в литературоцентристском ХХ веке в нашей стране к книге было особое отношение. И наличие книг в доме было определенным культурным кодом, чтение – неотъемлемой частью жизни для многих людей.

Поскольку «произведение – это сложно построенный смысл» (Ю.М. Лотман), я, как мне кажется, быстро начала умнеть. У меня появились способности к рисованию и сочинению стихов, понимание прекрасного и безобразного. После школы я намерена была стать художником-модельером, но конкурс при поступлении оказался слишком высок… Тогда я подумала о том, где еще могу развить свои способности. И выбор филологического факультета Витебского государственного педагогического института имени С.М. Кирова (сегодня – ВГУ имени П.М. Машерова – прим. автора) был вполне органичным. Интенсивно готовясь к экзаменам (а сдавать надо было русский язык и литературу в виде сочинения, русскую литературу устно, иностранный язык, историю), я читала разнообразные книги по педагогике, так как понимала, что выбираю профессию учителя. Помню, на меня огромное впечатление произвела книга В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

О студенчестве

Четырехлетняя учеба на филфаке – это отдельная страница моей жизни. Здесь я встретила настоящих для меня учителей – И.Л. Лапина, Ч.А. Замостик, З.А. Андрианову, В.В. Здольникова, А.М. Мезенко, В.А. Маслову и многих других. Обрела друзей-единомышленников. Рассталась с мучившей меня проблемой поверхностного чтения, поскольку мне показали, какие есть инструменты для понимания этого «сложно построенного смысла», каким является литературное произведение. Особым событием для студентов были заседания научного кружка «Проблемы современного романа», который вел Иван Людвикович Лапин. Общение было настолько интересным, впрочем, как и его лекции и практические занятия по зарубежной литературе, что эти встречи после основных занятий мы ждали с особым трепетом. Сегодня я, уже доцент кафедры литературы, продолжаю эту традицию на кружке «Постигая художественную реальность».

О пути в профессию и науку

И вот я уже учитель сельской школы в Больших Летцах… Но каким же счастьем оказалось для меня приглашение в 1989 году работать на недавно созданную кафедру литературы под руководством любимого преподавателя И.Л. Лапина. Кафедре необходим был дипломированный специалист в области методики преподавания литературы, это и определило направление моей научной деятельности. Но связь со школой не была потеряна. Параллельно с вузовским преподаванием вот уже более 30 лет я веду факультативы в школах, повышаю квалификацию учителей в Витебском областном институте развития образования, консультирую исследовательские проекты учащихся по литературе. Основные мои курсы – «Методика преподавания русской литературы», «Теория литературы», «История русской литературы».

Работа преподавателя, как и учителя, – это, как сейчас говорят, «двадцать четыре на семь». Я бы даже не назвала это работой. Это образ жизни, который, кстати, может кого-то в жизни повседневной раздражать. Но зато вообще нет такого понятия, как скука. Всегда много идей, мыслей и забот, как бы их реализовать. Основная моя забота сегодня как преподавателя и ученого – сохранить высокий статус литературы как учебной дисциплины в школе и вузе. Художественная литература – это прививка от дурновкусия, пошлости, жестокости, душевной слепоты. В ряду других искусств она является тем философским камнем, который дает смертному власть над бесконечностью и небытием».

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0