Лень: враг или союзник?

Лень: враг или союзник?

Каждый из нас хотя бы однажды сталкивался с ленью. С одной стороны, она мешает достигать целей, развиваться и жить полноценной жизнью. А с другой – ее наличие означает то, что вы не робот, а живой человек, и просто на время снизили темп своей жизнедеятельности. Здесь самое важное, чтобы это «на время» не превратилось в постоянство!

Как преодолеть лень и найти мотивацию для эффективной деятельности? Об этом мы поговорили с Еленой Милашевич, старшим преподавателем кафедры психологии нашего университета.

– Елена Петровна, скажите, какие подходы существуют в психологии для понимания лени?

Необходимо отметить, что лень достаточно сложный феномен и его трактовать однозначно не представляется возможным. В психологии существуют различные подходы к его пониманию. Сегодня чаще лень рассматривается как психологическое явление, при котором отсутствуют желание выполнять требования и волевые усилия.
Лень может быть определена и как личностная черта, проявляющаяся в человеке. Как психическое свойство лень представляет собой склонность к безделью и пустому времяпрепровождению. А еще она может рассматриваться как процесс отказа или уклонения от деятельности и даже как форма протеста.

– Какие, на ваш взгляд, основные причины лени у человека?

Необходимо отметить, что причины лени очень многообразны. Лень может быть следствием накопленного стресса, психологического состояния, связанного с переутомлением, нервным напряжением, снижением энергетического тонуса, работоспособности. Еще одной причиной может быть непонимание смысла жизни, отсутствие ясных целей и мотивации для действий, что порождает вопрос: «Зачем это делать?». Также лень может быть вызвана стилем жизни, где человек не обладает самостоятельностью, не способен принимать решения и не готов взять на себя ответственность.

– Лень – исключительно отрицательное явление или она имеет свои плюсы?

В зависимости от того или иного подхода необходимо рассматривать лень как психологический феномен. Стереотипно лень рассматривается с негативной точки зрения и при этом недостаточно обращается внимание на ее практическую ценность. А ведь лень можно рассматривать как психологический ресурс, который человек использует для преодоления трудностей, например, когда очень сильно устал, когда сложно, хочется просто отдохнуть. В данном случае полениться является хорошим способом восстановить силы.

– Как проявляется лень у студентов?

Студенты на вопрос, что вам мешает более успешно учиться, часто употребляют слово лень. В данном случае оно понимается как снижение активности и мотивации в учебной деятельности. Сегодня многие молодые люди предпочитают получать готовые результаты, а не заниматься процессом их создания. Например, скачивать готовый реферат из Интернета, не готовя его самостоятельно.
Лень также может быть связана с перегруженностью, когда человек не знает, как справиться со стоящими перед ним задачами, или когда работа/обучение не соответствует его способностям.
Прокрастинация (как следствие лени) может возникать из страха сделать ошибку и приводить к отсрочке выполнение задач на длительное время.
Кроме этого, от лени люди могут испытывать положительные эмоции, которые мешают отказаться от состояния безделья. Человеку вполне комфортно, зачем что-то менять? Еще лень может возникать из внутреннего конфликта личности и быть реакцией на неблагоприятные условия.

– Стоит ли бороться с ленью? И каким образом?

Вместо того чтобы сразу бороться с ленью, важно разобраться в ее причинах. Психологическая помощь может помочь понять, почему появляется лень и почему человеку не хочется выполнять то или иное действие. В целом борьба с ленью – это сложный процесс, начинающийся с понимания ее корней и индивидуальных особенностей. Важно обратить внимание на внутренние причины и возможные способы изменения ментального подхода. Только через осознание и работу над собой можно преодолеть лень.

– Спасибо за беседу.

Автор Анастасия Бычкова, студентка 3 курса
факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций

Статья подготовлена в рамках прохождения литературно-редакционной практики

Фотоматериалы из открытых интернет-источников

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0