Староста группы – это почетно или обременительно? Как их выбирают и какими качествами должны обладать претенденты? С какими ситуациями приходится сталкиваться старостам при выполнении своих обязанностей, и какой опыт они при этом получают? Своим мнением поделились студенты разных факультетов и курсов нашего университета, которые занимают эту должность.
Полина Карпович, студентка 1 курса педагогического факультета:
– Я активно участвую в общественной жизни нашего университета и являюсь старостой своей группы. Изначально я была только заместителем. Но когда девочка-староста по личным обстоятельствам не смогла выполнять свои обязанности, куратор и группа пришли к общему мнению – назначить меня. Быть старостой нелегко, но все приходит с опытом.
Изначально было непонятно, как заполнять журналы, таблицы успеваемости, к кому обращаться, но я быстро в этом разобралась, а моя группа меня поддержала. Теперь времени у меня на все это уходит немного, главное – все делать в срок.
Я считаю, что статус старосты поднимает авторитет не только среди одногруппников и однокурсников, но и среди друзей. Близкие мне люди удивляются и говорят, какая я молодец, ведь вести с собой группу из 23-х человек – это нелегкая задача, а к каждому студенту нужно найти подход. И я очень рада, что у меня это получается.
Моя группа любит делать все в самый последний момент. Как-то раз нам предложили поучаствовать в конкурсе видеороликов. У нас родилась замечательная идея, но день съемки мы почему-то постоянно откладывали. И вот когда уже практически завершался прием роликов на конкурс, мы, наконец, это сделали. К слову, в это время половина нашей группы была задействована в репетициях, потому ролик снимали частями во время перерывов между репетициями. Было забавно и нервно одновременно. Но все получилось неплохо, нам даже дали приз.
Староста группы, с моей точки зрения, должен обладать лидерскими качествами, громким и четким голосом, быть примером для ребят. Мотивировать их не только на учебу, но и на активное, творческое участие в жизни университета. Могу всем дать совет: никогда не бойтесь пробовать что-то новое, будьте активны, но при этом оставайтесь самими собой, только тогда у вас все получится».
Кирилл Прохоров, студент 1 курса факультета математики и информационных технологий:
– У нас на факультете стать старостой предлагали тем студентам, которые набрали при поступлении высший бал. Я также был в их числе, поэтому решил проявить инициативу и вызвался на должность сам. С обязанностями я справляюсь. Больше всего внимания требует тщательное заполнение журнала, и, конечно, я должен знать, кто и по какой причине отсутствует.
Безусловно, то, что я староста, дает мне некий плюс, но он никак не связан с авторитетом. Я считаю, что авторитет зарабатывают поступками. Не жалею, что занял эту должность, ведь это не только надбавка к стипендии, но и развитие таких качеств, как неравнодушие, дисциплинированность и внимательность.
Если вы хотите стать старостой, то должны быть уверены, что сможете быть хорошей опорой для своей группы, что окажете помощь, если это будет необходимо, дадите правильный совет, будете спокойным и общительным, внимательным и справедливым. Также нужно понимать и принимать одногруппников такими, какие они есть.
Я бы посоветовал студентам-старостам найти себе хорошего заместителя, который в случае твоего отсутствия справится со стоящими перед ним задачами».
Елизавета Шинкевич, студентка 2 курса факультета физической культуры и спорта:
– Не так давно в нашей группе решили сменить старосту. И выбрали меня. В мои обязанности всходит заполнение журнала, оповещение одногруппников о каком-либо мероприятии, донесение нужной информации до ребят, и, конечно, я должна еще до начала занятия знать, по какой причине тот или иной студент отсутствует.
Времени и сил на все это я трачу немного, главное – все грамотно распланировать.
Я считаю, что хороший староста должен обладать такими качествами, как ответственность, общительность, терпеливость и умение решать проблемы. Советую тем, кто хочет стать старостой, не бояться, быть старательными и уважительными к своим студентам.
Кристина Скуратович, студентка 3 курса факультета социальной педагогики и психологии:
– На специальность «Социальная педагогика» я поступила целенаправленно, так как хочу помогать детям и их семьям. Изначально я была заместителем старосты, затем, еще осенью на первом курсе, староста уехала в колхоз на длительный срок, а когда вернулась, то не смогла наладить контакт с группой.
Тогда ребята выбрали меня. Чем я должна заниматься? Заполнять журнал, в том числе и электронный, подсчитывать количество уважительных и неуважительных пропусков, информировать группу о каких-либо изменениях на факультете и активностях в нашем университете, а также помогать одногруппникам по различным вопросам.
Не считаю, что если я староста, то имею статус выше, чем у моих одногруппников. Просто я тот человек, у которого можно в случае чего попросить помощи или обратиться с каким-либо вопросом. И, конечно, я несу ответственность за свою группу.
Главное в жизни старосты – это коммуникабельность. Нужно всегда общаться и со студентами, и с преподавателями. А для того, чтобы в группе были доброжелательные отношения, необходимо поддерживать отношения вживую не только в стенах университета, но и за его пределами.
Антон Зубов, студент 4 курса факультет химико-биологических и географических наук:
– Старостой я стал не сразу. Изначально назначали девушку, у которой был самый высокий балл при поступлении. Но спустя некоторое время она решила отказаться от должности, а я выручил ее и взял обязанности на себя. Быть старостой – это поддерживать свою группу во всем, помогать, ну и, конечно же, заполнять журнал.
Я никогда не делаю акцент на том, что я староста, с одногруппниками мы все равны. Возможно, поэтому у меня и есть авторитет среди ребят. Хороший староста должен обладать в первую очередь максимальной ответственностью и, желательно, чувством эмпатии. За весь период, будучи старостой, я ни разу не сталкивался с неразрешимыми задачами. Считаю, что из любой ситуации есть выход.
Трудности у старосты-новичка могут возникнуть лишь на начальном этапе, пока ты не вольешься в ритм и не начнешь планировать. Это нормально, что неопытные старосты делают такую же работу дольше, чем опытные. Нужно просто время.
Зато должность старосты дарит огромный опыт, который в дальнейшем пригодится в повседневной жизни. Желаю всем, кто хочет стать старостой, относиться к делу проще, но с умом, и тогда все будет хорошо.
Быть старостой или не быть – вопрос риторический, поскольку все зависит от индивидуальных качеств каждого человека. С точностью можно сказать, что каждый, кто побудет в данной роли, сможет приобрести навыки, которые помогут в жизни и, возможно, в дальнейшей работе. Четко выполняя свои обязанности, студент развивает свой потенциал и применяет его на практике. Так что староста – это ответственная и весьма непростая должность. Именно она проверяет студентов на стойкость, неравнодушие и дисциплинированность.
Автор Элла Маркевич, студентка факультета
гуманитаристикии языковых коммуникаций