Александра Даниленко: «Каждый спектакль – путь через тернии к звездам»

Александра Даниленко: «Каждый спектакль – путь через тернии к звездам»

Заниматься не только учебой, но и активно участвовать в общественной жизни университета, принимать участие в различных конкурсах и готовить театральные постановки – дело непростое. Но студентка 2 курса факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций, художественный руководитель «Театра-лаборатории на ФГиЯК», обладатель специального приза «Docendo Discimus» в номинации «Талант года ВГУ» Александра Даниленко, чье фото украшает университетскую Доску почета, без труда с этим справляется.

Мы поговорили, каким образом ей удается находить время на все, где она черпает идеи и вдохновение, кто ей помогает, и какие трудности приходится преодолевать.

– Саша, что помогает тебе успевать и хорошо учиться, и активно участвовать в жизни факультета и университета?

– В этом мне помогает мой внутренний вечный двигатель, внутренний источник энергии. К тому же, есть опыт успешного тайм-менеджмента, когда я не только училась в школе, но и шесть лет занималась в Народном молодежном театре «Колесо», а еще периодически совмещала это с работой на фестивале «Славянский базар» в качестве оператора компьютерного обеспечения. Я научилась грамотно распределять свое время, успевать везде и всюду, но при этом не уставать слишком сильно.

– Когда ты начала писать стихи, а когда увлеклась театральными постановками?

– Еще в школе я участвовала в нескольких постановках, пыталась писать первые «неуклюжие» стихотворения. Но только оказавшись в Народном молодежном театре «Колесо», я поняла, что мне нравится театр, нравится делиться с людьми своими чувствами и переживаниями. Что касается стихов, то, помню, мне было лет 12, когда, сидя на уроке белорусской литературы и читая в учебнике стихотворения, вдруг подумала: «А чем я хуже?». И написала стихотворение, которое заметили и высоко оценили.

– Что вдохновляет тебя на написание стихотворений и сценариев?

– Меня вдохновляет окружающий мир: пейзажи, музыка, картины художников, постановки других режиссеров и работы других авторов… Это может дать толчок для создания своего уникального произведения. Иногда в этом еще могут помочь необычные фильмы, сериалы или биография творческих личностей.

– Какой была твоя первая театральная постановка, и какие литературные произведения ты чаще используешь в качестве основы?

– Мне тогда было 13 лет. Я сама написала сценарий, попросила помощи у моих друзей из театра «Колесо»… К сожалению, первый опыт не был успешным, и Влада Анатольевна Цвики, художественный руководитель театра, раскритиковала мою постановку. Но меня это не остановило, и, поступив в ВГУ имени П.М. Машерова, я на 1 курсе поставила спектакль-лабораторию «Бродский: переживи всех»,

Не все постановки ставятся по конкретным произведениям. Иногда сюжеты просто возникают в голове без привязки к чему-либо. Главное, чтобы мне это было близко по духу.

– Ты не только руководишь процессом, но и часто сама играешь на сцене. Каково это быть режиссером и актером одновременно?

– И легко, и трудно одновременно. Так как ты режиссер, ты должен видеть действия на сцене и руководить процессом со стороны, но при этом тебе приходится, как и всем, играть свою роль и говорить текст, что мешает восприятию картины в целом. В то же время это помогает сблизиться с актерами и наладить с ними эмоциональный контакт, как результат – благожелательная атмосфера во время репетиций и премьеры, и успех постановки.

– Что больше нравится: играть или создавать?

– Больше нравится ставить постановки. Как мне кажется, из меня актер так себе, а сценарист и режиссер неплохие. Что не могу сыграть сама, то поставлю и дам сыграть другим. С одной стороны, будучи режиссером, у тебя есть некая власть. Одно твое слово, и меняется суть спектакля, действия актеров на сцене и т.д. С другой стороны, это большая ответственность.

– Как ты находила актеров для постановок?

– Если честно, то на первый спектакль – с потом и кровью. Тогда я училась на первом курсе, меня всерьез не воспринимали… Согласились два человека. Они и до сих пор со мной. Когда будут оканчивать университет, придется искать им замену, потому что они основной костяк.

– По каким критериям ты отбираешь актеров?

– Нет определенных критериев, если быть честной. Кто действительно хочет участвовать в постановках и работать над собой, кто хочет стремиться, кто ответственный, тех и беру. И неважно, есть ли у них актерский опыт или нет, он появляется со временем в ходе репетиций и выступлений.

– Кто тебе помогает в постановках?

– В первую очередь удача и сила духа. Реквизит иногда помогают найти мама и Анастасия Николаевна Береснева, заместитель декана по воспитательной работе. А благодаря Сергею Владимировичу Николаенко, декану нашего факультета, эти постановки видят люди.

– Какие твои любимые произведения, авторы?

– Каких-то конкретных любимых авторов и произведений у меня нет. Могу выделить Иосифа Бродского, Сергея Есенина и Владимира Маяковского, чьи взгляды и творчество находят отклик в моей душе. Из книг – «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла.

– Какие трудности возникают во время постановок? Бывают ли конфликты с актерами, и как часто начальная идея меняется в процессе репетиций и написания сценария?

– Основные сложности связаны с поиском помещения для репетиций и необходимого реквизита. К сожалению, у нашего театра нет ни того, ни другого, потому иногда приходится собирать с мира по нитке. Еще могут возникнуть вопросы с совмещением действительности и сценария. На бумаге бывает одно, а в жизни – другое. Иногда некоторые требования режиссера актеры просто физически не могут выполнить. Приходится искать компромисс или альтернативу.

Конфликтов у нас не бывает, бывают конструктивные диалоги, когда мы совместными усилиями решаем, как можно изменять сценарий, чтобы облегчить работу или улучшить спектакль. Если предложения актеров дельные, то они становятся частью сценария и постановки, если же нет, мы придумываем что-то новое или возвращаемся к начальному варианту.

– Куда идти тем, кто хочет попробовать себя на актерском поприще? С чего начинать?

– Начинайте с себя. Ищите актерские практики, спрашивайте у своих знакомых и совершенствуйтесь. А главное – верьте в себя! Если нужно конкретное место, то это, конечно, Народный молодежный театр «Колесо» или любой другой коллектив со словом «театр» в полном названии.

– Какой совет ты можешь дать студентам, желающим попробовать себя в качестве режиссера, сценариста или актера?

– Ничего никогда не бывает легко, а на творческом поприще тем более. Путь театрального искусства всегда состоит из кочек, ямок и резких поворотов. Но это не повод опускать руки. Каждый спектакль, кем бы ты в нем ни был, – путь через тернии к звездам.

Будет трудно и будет много проблем, но, уж поверьте, горящие глаза зрителей и их аплодисменты стоят того, чтобы ставить, работать и делать, хотя иногда все хочется бросить на полпути. Стремитесь, дерзайте и верьте в себя!

– Спасибо за беседу.

 

Автор Александра Амелина, студентка факультета
гуманитаристики языковых коммуникаций

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
+1
1