Как НЕ достать соседа?

Как НЕ достать соседа?

Общежитие – это место, где каждый студент учится самостоятельной жизни, овладевает навыками ведения быта и получает опыт общения с людьми. Вместе с соседями по комнате ты засыпаешь и просыпаешься, они в числе первых узнают о твоих радостях и печалях, а если повезет, на несколько лет становятся твой второй семьей. Однако бывает и по-другому: если отношения между соседями не складываются, то каждый день, проведенный вместе в общежитии, становится для студента настоящим испытанием. Что делать в таком случае?

За ответом на этот вопрос я обратилась в социально-педагогическую и психологическую службу нашего университета. Педагог-психолог Татьяна Александровна Кукина помогла мне разобраться в проблеме, рассказала о конфликтах и путях его преодоления, о важности соблюдения личных границ и терпении.

Между соседями конфликты в общежитии не редкость. Спешат ли студенты обратиться за помощью?

– Конфликт – это противостояние между людьми, а основными мотивами могут выступать разность интересов, различный жизненный опыт, собственные убеждения и восприятие жизни как таковой. Нередко при возникновении проблемы к нам обращаются все участники конфликта, и это свидетельствует о их личной заинтересованности в разрешении ситуации. Чаще к психологам приходят девочки, у мальчиков намного проще проходит период адаптации.
Но, к сожалению, не все могут довериться другим людям, тем же психологам, не все умеют принимать помощь и поддержку со стороны. Это в первую очередь зависит от того, выстроилось ли у человека в детстве благодаря родителям и ближайшему окружению доверие к окружающим. В этом случае проблем с походом к психологу не возникнет.

Каким образом можно разрешить бытовой конфликт? Какие способы наиболее действенны?

– Важно правильно выстраивать личные границы и по возможности искать компромиссы. К примеру, довольно часто причиной конфликтов становятся бытовые недоразумения. Преодолеть их можно, составив график уборки комнаты, договорившись, когда можно включать свет, шуметь, приводить знакомых. И можно ли это вообще делать.

А как следует поступать, если одна из сторон нарушает договоренности и игнорирует все попытки решить вопрос мирным путем?

– В таком случае нужно сесть за стол переговоров и обсудить все еще раз. Важно, чтобы студенты поняли, что они живут не в своей квартире, а среди чужих людей со своим опытом и укладом жизни. Что необходимо соблюдать определенные правила, учиться уважать друг друга, уметь слушать и слышать.  Бывает, что студенты-соседи настолько разные, что в силу своих убеждений не могут договориться. Тогда остается один путь – расселяться.

Важно ли идти на уступки ради разрешения конфликтов? Или стоит потерпеть в благих целях?

– Решение конфликта необходимо для последующего мирного проживания на одной территории, а поиск компромисса является наиболее верной тактикой. Но необходима командная работа, то есть усилия к примирению должна прикладывать каждая из сторон. Терпение же нередко приводит к болезненному состоянию, к нарушению сна и к стрессу, а в конечном итоге – и к обострению конфликтной ситуации.

Что бы вы посоветовали первокурсникам и тем, кто уже долгое время не может найти контакт с соседями?

– В первую очередь попробовать отстроить отношения с чистого листа. Необходимо обговорить чувства друг друга и добиться взаимопонимания. Для студентов нашего университета научиться мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь вести диалог – неотъемлемая часть их профессиональной деятельности. Важно быть толерантным и понимающим. Общежитие является именно той площадкой, которая помогает наработать этот опыт.

Если у самих не получилось, то следует обратиться за помощью к психологу, курирующему факультет.

Подытожила нашу беседу коллега Татьяны Александровны, педагог-психолог Елена Михайловна Озерова:

«Часто ребята приходят и говорят, мол, не буду меняться сам, поменяйте соседа и его поведение, чтобы мне было удобно. Важно осознать, что суть не в том, чтобы поменять человека, а в том, чтобы поменять свое отношение к нему!»

Автор Александра Амелина, студентка 4 курса факультета
гуманитаристики и языковых коммуникаций

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0