Обожаешь делать многочасовой кофебрейк в процессе выполнения важного проекта? Или твоей любимой цитатой являются слова легендарной Коко Шанель: «Об этом я подумаю завтра»? А может, тебе откликаются слова всеми любимого Дядюшки Ау: «Я и без тебя знаю, что на работу пора. Э-эй! Не пойду я никуда!». А вдруг ты в поиске методов повышения своей продуктивности и эффективности… Тогда рекомендуем прочесть данную статью!
ЧТО ТАКОЕ ПРОКРАСТИНАЦИЯ?
Обращаясь к Википедии, термин прокрастинация произошел от английского Procrastination – «откладывание», «промедление»; в психологии под этим термином понимают склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
ПРОКРАСТИНАЦИЯ И СТУДЕНЧЕСТВО
Прокрастинация в студенчестве – достаточно распространенное явление. Каждый студент так или иначе сталкивался с данным феноменом, однако, возможно, просто не знал научного названия своего состояния.
Проще говоря, это то самое чувство, когда ты четко дал обещание самому себе сесть за написание статьи, а под вечер махнул рукой со словами «ай, сегодня я «не в ресурсе», вот завтра точно сяду», или «ой, мне срочно нужно убрать всю квартиру, включая лестничную площадку, а вот подготовку к завтрашней конференции отложу на вечер», ну или совсем классический вариант, когда в начале семестра ты думаешь «нет, я точно не стану героем мемов про написание курсового проекта за последнюю неделю, буду делать все постепенно», а по итогу создаешь свой мем про написание курсовой за две последние ночи.
Примеры до боли знакомы многим. Ниже представлен личный опыт студентов и преподавателей нашего университета, а также их варианты борьбы с прокрастинацией.
Юлия Владимировна Дулова, старший преподаватель кафедры мировых языков факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций:
Для меня прокрастинация – это способ психологической защиты в ситуации чрезмерной усталости или недостатка мотивации. В студенческие годы выполнение некоторых учебных задач я откладывала на последний день, о чем всегда потом очень жалела. До сих пор помню, как во время обучения в магистратуре дописывала реферат по информационным технологиям ночью перед днем сдачи. Основной урок, который я для себя вынесла тогда: откладывание – это не лучшая стратегия.
Бороться с прокрастинацией мне помогает планирование. Правда, здесь есть другая крайность: меня очень раздражает, когда что-то идет не по плану, несмотря на понимание, что наша жизнь переплетена с жизнями и планами других людей, которые могут не совпадать.
Анна Чудля, студентка факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций:
Раньше я старалась не откладывать важные дела до последнего, но все же это иногда бывает, а сейчас, скорее всего, это уже стало привычкой и, конечно, проблемой! Чаще всего я откладываю дела, которые требуют большого объема времени и концентрации, такие как написание диплома или подготовка к проведению урока в школе.
Для борьбы с прокрастинацией я стараюсь делить задачи на более мелкие подзадачи, устанавливая сроки для выполнения каждой из них. Также я стараюсь работать в продуктивной среде, избегая отвлекающих факторов, и веду список задач на каждый день.
Александра Пашкевич, студентка факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций:
Со мной такое случается очень часто, наверное, потому что заданий много, а времени для их выполнения мало. Поэтому от безвыходности пытаюсь все отложить на потом.
В последнее время стараюсь делать все вовремя и избегать прокрастинации, вроде как, даже получается.
Но обычно откладываю задания, которые дают на выходные, на утро понедельника. Чаще всего откладываю какие-то задания из университета.
ПРОКРАСТИНАЦИЯ – ЭТО ПЛОХО?
На самом деле, не всегда. Прокрастинация, по понятным причинам, зачастую воспринимается как негативное явление. Однако иногда она может служить даже во благо. Например, можно использовать отсрочку для того, чтобы лучше подготовиться к выполнению задачи или найти новые идеи. Но если прокрастинация становится постоянной и мешает достижению целей, это может привести к ухудшению производительности и снижению качества работы.
Важно научиться балансировать между отсрочкой и выполнением задачи вовремя. Для этого необходимо использовать методы управления временем, а также осознавать причины прокрастинации, о которых речь пойдет ниже.
ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ПОЧЕМУ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Распространенное заблуждение заключается в том, что прокрастинацию отождествляют с ленью. Однако ее причины намного глубже.
Прокрастинация возникает, когда внутри нас борются разные мотивы: мы даем себе обещание выполнить какую-то задачу, однако она кажется нам непосильной, и мы начинаем откладывать ее на «потом», отвлекаясь на второстепенные задачи, типа просмотра сериалов, ленты в тик токе или «срочной» генеральной уборки.
Как итог, мы сталкиваемся с реальностью: тратим время на мелкие бытовые задачи, ощущаем неудовлетворенность, ведь данное себе обещание так и не было выполнено, что порождает тревогу, чувство вины, а иногда вгоняет в стрессовое состояние. Здесь важно запомнить: прокрастинация – это не про лень, а про тревогу.
Совместно с педагогом-психологом высшей категории, руководителем социально-педагогической и психологической службы нашего университета Татьяной Александровной Кукиной, мы выделили следующие основные причины прокрастинации, а также предложили варианты борьбы с ними:
1-я ПРИЧИНА: ФОКУС ВНИМАНИЯ НА ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЯ
«Люди, которые страдают прокрастинацией, в своей жизни держат внимание на процессе. Процесс – это те моменты, которые будут возникать на пути достижения какого-либо результата. Как правило, большая часть внимания уходит на удовольствие, на то, чтобы прожить какой-то момент расслабления, что оттягивает движение к результату. Движение и кардинальные действия вытекают только из цели, когда человек настроен на цель и ему не важен процесс», – отмечает психолог.
ЧТО ДЕЛАТЬ: концентрируемся на конкретной цели. Разбиваем эту цель на более мелкие задачи (например, цель: написать курсовой проект; задачи: написать теоретическую часть; оформить практическую часть; написать введение и т.д.). Придумываем поощрение при выполнении каждой задачи (например, напишу введение и пойду на прогулку с друзьями или куплю себе мороженое).
2-я ПРИЧИНА: ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА
Здесь психолог отмечает следующее: «Важно, чтобы человек понимал, зачем ему этот результат. Бывает так, что люди не до конца понимают мотивацию достижения результата. Тогда радикально действовать становится очень тяжело. Здесь важно отметить, что мотив действия придумывается, когда у человека много интересов. Например, человек увлекается танцами и пением, поэтому уделяет какое-то время, чтобы что-то быстренько реализовать в учебе и освободить себя для дел, которые приносят удовольствие и раскрывают его таланты. В данном случае уделить какое-то время курсовой становится совсем не сложно, так как фокус внимания сосредоточен на реализации своих будущих интересов».
ЧТО ДЕЛАТЬ: составляем список хобби, которые приносят нам удовольствие. Расписываем каждый день, включая как можно больше своих интересов и уделяя какой-либо промежуток времени на важные дела (лучше всего организовать день таким образом, чтобы увлечения шли после важных дел). Когда у человека расписан день, он не тратит время впустую.
3-я ПРИЧИНА: БОЯЗНЬ ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
«Один из законов развития человека – это закон первоисточника: я – причина всего того, что со мной происходит. Если человек живет в ощущении, что он создает свою реальность, тогда он готов к следующему шагу – оценить свою субъективную реальность и измениться. Здесь важно отметить, что за любым результатом, которого мы достигаем, стоит не сам факт результата, а изменение человека. Как только мы достигаем чего-то – мы уже меняемся. Следовательно, если человек не двигается к завершению каких-то целей, то подсознательно он не хочет меняться, не хочет развития», – поясняет эксперт. Сюда же можно отнести страх ошибок и неудач, так как это не что иное, как защитная реакция человека не идти в изменение.
ЧТО ДЕЛАТЬ: принимаем ответственность за свою реальность. Выстраиваем внимание на перспективу будущего. Фокусируемся на той мысли, что любой результат делает человека талантливым. В пример вновь приведем курсовую работу: человек написал работу – он уже талантлив, написание второй становится легче, третья – как по накатанной и так далее.
В дополнение ко всем вышеперечисленным методам борьбы с прокрастинацией, хочу отметить методику тайм-менеджмента, которая помогает лично мне: так называемый метод помидора. Метод нацелен на увеличение эффективности работы за счет глубокой концентрации и коротких перерывов.
Суть метода заключается в таймере на определенное время. Пока таймер тикает, мы концентрируемся на задаче и не отвлекаемся на другие дела. Традиционно, это 25 минут, после этого – короткий отдых на 5 минут.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
- снижается тревожность, связанная с выполнением трудной или масштабной задачи;
- уменьшается риск откладывания дел на завтра;
- появляется мотивация для начала работы и удовольствие от ее завершения (так как задача – поработать 25 минут, а не «начать писать курсовую»).
Автор Анастасия Крихун, студентка 4 курса
факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций