Олимпиадное движение никогда не представляло собой что-то простое, не требующее особых усилий и сверхконцентрации. А потому и сравнение со спортом здесь выглядит вполне уместно. Как атлеты рассчитывают на физическую подготовку и силы, так и олимпиадники верят в свои знания и незаурядность ума. Учащиеся мужественно переживают победы и поражения, радости и разочарования.
За плечами лицеистов ВГУ сотни (если не тысячи) часов усердной подготовки и несколько уже успешно пройденных этапов. VSUonline познакомился с участниками интеллектуального соревнования и узнал, как они готовятся к заключительному туру республиканской олимпиады, как справляются с волнением, а также из чего состоит день лицеиста-олимпиадника.
Екатерина Зайцева и Юлия Сайко, учащиеся гуманитарного и химико-биологического профилей соответственно, будут представлять Лицей в олимпиаде по русскому языку и литературе. Несмотря на то, что девушки уже опытные участницы интеллектуальных баталий, к подготовке они все равно подходят очень ответственно. А помогают им решать лингвистические и литературные головоломки педагоги Владимир Максимович Генкин и Татьяна Петровна Слесарева.
Екатерина Зайцева, учащаяся гуманитарного профиля:
– В олимпиадном движении я уже около трех лет. Русский язык привлекателен для меня тем, что, изучая его, я узнаю много нового для себя не только из области языка, но и из абсолютно разных сфер нашей жизни, а это помогает расширить кругозор. При постоянном решении лингвистических заданий и чтении художественной литературы повышается грамотность, что, на мой взгляд, пригодится и в жизни, ведь, как известно, грамотность показывает уровень образованности и культуры человека.
Подготовка к олимпиаде учит не сдаваться, в некоторой степени даже вырабатывает силу воли, стремление идти до конца. Это ведь тоже своего рода борьба, соревнование, в котором каждая новая победа является победой и над самим собой.
Я считаю, чтобы добиться успеха в этом деле, нужны большое терпение и усидчивость, а также готовность уйти в один предмет с головой, что бывает достаточно непросто. Из-за многогранности заданий бывает сложно сконцентрироваться при подготовке на чем-то одном, ведь никогда не знаешь, что именно может пригодиться. Поэтому важно не прекращать нарабатывать опыт в заданиях, тогда все обязательно получится. Как со всем с этим справиться? Мне помогает смена деятельности. Обычно я переключаюсь на спорт или встречаюсь с близкими друзьями, а если чередовать отдых и занятия, то в большинстве случаев удается избежать сложностей.
День участника олимпиады отличается от обычного учебного дня лишь тем, что все основное внимание уделено тому предмету, к которому готовишься. Приятный и полезный бонус – у каждого олимпиадника есть индивидуальный учебный график, согласно которому мы посещаем уроки в лицее. В остальное время проходят либо занятия с преподавателями, либо самоподготовка. Это очень удобно, ведь таким образом мы больше времени посвящаем олимпиадному предмету, что положительно сказывается на подготовке.
Юлия Сайко, учащаяся химико-биологического профиля:
– Мое первое знакомство с олимпиадами, как и подготовка, начались еще в четвертом классе, когда мама купила пособие с заданиями. А в шестом я уже целенаправленно начала заниматься с педагогом. Почему именно русский язык и литература? Не знаю. Попробовала – получилось, а дальше уже включился азарт. Однозначно олимпиадное движение можно сравнить со спортом. И там, и там победа – результат ежедневных тренировок. Чуть-чуть дал слабину в занятиях – и все, форма теряется.
Для меня самое сложное – это отбор информации, потому что источников много, и зачастую информация по одной и той же теме абсолютно разная. С тем, что не получается с первого раза, работаю дальше. Ещё. И ещё. В конечном итоге обязательно получится. Напряженных моментов в подготовке у меня нет. Наоборот, я обычно переключаюсь на решение заданий, когда хочу отдохнуть. Так получилось, что для меня работа со словом стала неотъемлемой частью жизни. Поэтому подготовка мне не в тягость.
На самом деле, мой день не очень отличается от обычного дня любого лицеиста, просто меньше времени затрачивается на подготовку к урокам, а основной упор делается на определенном предмете.
Иван Лычковский, учащийся гуманитарного профиля, легко ориентируется в важных исторических датах и событиях, может составить политическую карту и самостоятельно провести консультацию по вступительным экзаменам для будущих лицеистов. В подготовке к олимпиаде по предмету «Всемирная история и история Беларуси» юноше помогают педагоги Николай Николаевич Пархимович и Нина Веньяминовна Величко.
Иван Лычковский, учащийся гуманитарного профиля:
– В олимпиадах я участвую с седьмого класса. Правда, с тем, что свяжу свою жизнь с историей и географией, решил уже в пятом, увлекшись составлением политических карт. Изначально я думал, что это временно и тяга к предметам пропадет, однако позже понял, что уже не могу остановиться. Современное общество больше интересуют практические науки, которые будут давать им результат здесь и сейчас, а с историей всё иначе. Если мы начнем забывать прошлое, то у нас будет нестабильное будущее. Опираясь на исторический опыт, можно уверенно шагать вперед.
На мой взгляд, олимпиада – это колоссальный труд. Лавируя среди огромных потоков информации, тебе необходимо не просто запомнить каждую дату, новый термин, но и удержать их в своей голове, найти связь с событиями, участниками. Концентрация – самое сложное в процессе подготовки. Не так много людей, которые часами усердно учат свой предмет. Поэтому правильным будет составить план, четко сформулировать цель, которой ты хочешь достичь, и определить время для дополнительных занятий. Также необходимо «переключаться», иначе можно просто потерять свою работоспособность. Помимо истории я увлекаюсь картографией и созданием музыки.
День олимпиадника крайне насыщенный. Если учесть, что я учусь в Лицее ВГУ, то скучать некогда. За день я могу не только узнать много новой информации, но и посетить различные развлекательные мероприятия: интеллектуальные игры, квизы, экскурсии на кафедры и в музеи. Ещё в моем расписании есть курсы и дополнительные факультативы. Вечером, как правило, я отрабатываю полученную информацию на практике: решаю тесты, олимпиады, задания из ЦТ. В общем, скучать некогда!
Учащийся химико-биологического профиля Артём Ковалёв в олимпиадном движении второй год. Однако даже за такой, казалось бы, небольшой промежуток времени он стал чувствовать себя увереннее. А как иначе, ведь упорная личная работа вкупе с наставничеством опытных педагогов – Владимира Михайловича Коцура и Сергея Эдуардовича Латышева – не может не дать отличный результат на олипиаде по предмету «Биология».
Артём Ковалёв, учащийся химико-биологического профиля:
– Биология привлекает меня своим разнообразием (организмы, их строение, жизненные циклы) и показывает, каким интересным является наш мир. Я думаю, что олимпиада – это челлендж, испытание, вызов самому себе. Самое сложное – это начать и продолжать. При подготовке ты стараешься всё рассмотреть, выучить, разобраться в каком-либо вопросе, всё выше и выше поднимаешь планку для себя, а потом объективно оцениваешь полученный результат и делаешь работу над ошибками.
В этом году я больше времени уделяю биологии, нежели в прошлом, что отражается на моих успехах. Особую благодарность хочется выразить преподавателям факультета химико-биологических и географических наук, курирующих меня в процессе подготовки: Владимиру Михайловичу Коцуру, Сергею Эдуардовичу Латышеву, Галине Анатольевне Захаровой, Марине Владимировне Шилиной. Иногда подготовка сильно изнуряет, что совсем ничего не хочется делать. Тогда я переношу материал, вызывающий затруднения, на следующий день, изучаю его самостоятельно или с учителями. Пока не возникало таких ситуаций, что совсем ничего не поддается.
Мой день – это стандартный день учебы, но только с постоянными маленькими открытиями, которые подогревают интерес и дальше изучать предмет.
Преподаватели факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций Елена Сергеевна Дедова и Анна Александровна Гладкова всегда рядом с учащейся гуманитарного профиля Марией Ковалёвой, представляющей Лицей ВГУ на олимпиаде по предмету «Белорусский язык и литература». Девушке безумно нравится читать, а поэтому изучение литературы и языка доставляет только удовольствие.
Мария Ковалёва, учащаяся гуманитарного профиля:
– В олимпиаде по белорусскому языку и литературе я участвую с 9 класса. Думаю, что очень многое зависит от учителя, который своим предметом может увлечь, как это случилось и со мной. Многолетняя подготовка и ответственность действительно объединяют спорт и олимпиадное движение. Вот только успех спортсмена зависит от физической подготовки, от конкретной задачи. Мы же не знаем, какие будут задания, какой текст для творческой работы будет предложен.
Для меня самое сложное – это поездки на место проведения олимпиады и необходимость пропускать занятия в лицее ради более углубленной подготовки. Серьезнее всего из всех заданий отношусь к отзыву. Этот вид работы для меня самый интересный. С любыми заданиями, с которыми не могу справиться сама, всегда поможет Елена Сергеевна Дедова.
А мой день ничем не отличается от обычного дня лицеиста, и я думаю, что это правильно.
Сейчас ребята уже на финишной прямой: в марте им предстоит продемонстрировать свою подготовку на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Коллектив машеровцев гордится успехами лицеистов и желает удачи в преодолении этого серьезного и увлекательного испытания!