«Я уплываю, и время несет меня с края на край…». Эти прекрасные строки из стихотворения одного из самых известных поэтов в истории человечества Рабиндраната Тагора были переведены на русский язык и положены на волшебную музыку великого советского композитора Алексея Рыбникова. Следует отметить, что полученная композиция прозвучала звонким и чарующим голосом Ирины Отиевой как главная тема к/ф «Вам и не снилось», снятого по одноименному роману Галины Щербаковой. В каждой строчке наилучшим образом показано, какую ценность представляет для нас время.
Слушая эту музыку вновь и вновь, в голове начинают мелькать образы прошлого. У каждого они свои: детство, пейзажи родных мест, семья и, наверное, самое частое – первая любовь.
А ведь и правда! Песня она как первая любовь. Услышав давно уже знакомый и полюбившийся мотив, на наших лицах невольно появляется улыбка, а у кого-то даже слезы! На душе становится тепло, а в голове, словно винтажная кинолента, прокручиваются все моменты, что были так дороги твоему сердцу и приобрели свою вечность благодаря той самой песне. Магия, не иначе!
С уверенностью могу сказать, что таким волшебством, вне зависимости от времени и места, обладает советская песня. А знаете почему? Все очень даже просто. Советская песня – это дух величайшей эпохи, оставшейся в сердцах нашего старшего поколения, наших родителей и даже нас. Все потому, что советская музыка может с первой ноты вернуть нас в прошлое. А говорят, что машины времени не существует! Еще как существует. И вот доказательство тому.
С самого детства, в преддверии праздников, с родителями и без них, мы смотрим советские фильмы. Ну что там таить, пересматриваем их из года в год по несколько раз, зная наизусть многие фразы, которые стали цитатами. В чем же феномен советского кинематографа? И на этот вопрос есть ответ!
Ламповость кадра и простоту полюбившихся героев прекрасно дополняет музыка, которая играет на фоне, а зачастую становится центральной темой в отдельной сцене: «Помоги мне» Аиды Ведищевой из к/ф «Бриллиантовая рука», «Звенит январская вьюга» Нины Бродской из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие. Музыка задает настроение всей кинокартине, становится тем самым атрибутом, по которому мы узнаем фильм с титров.
Во многом благодаря музыке человек, который в первый раз смотрит художественный фильм, может угадать его жанр. Ах, сколько разных примеров режиссерских работ Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, Никиты Михалкова и др. получили прекрасное музыкальное сопровождение от лучших композиторов и поэтов‐песенников того времени. Все они стали нетленными шедеврами советской киноклассики.
Человек проживает красочную жизнь, смеется и плачет, работает и отдыхает, встречается и расстается, познает все радости и печали – и все это вместе с песней! Песня придает силы и энергию для достижения поставленных целей.
В советское время любая тяжелая работа кипела в руках рабочих, все шло как по маслу, пятилетка за пятилеткой выполнялась ударниками коммунистического труда под знаменем кричащих лозунгов и простым, но до боли знакомым мотивом все той же песни!
Она объединяла народы, устанавливая между ними крепкий и нерушимый мост дружбы на долгие годы! Открыто этому содействовал ряд мероприятий международного масштаба. Яркие тому примеры: Межинтернациональный фестиваль студенчества (1957 год, Москва), Летние олимпийские игры (1980 год, Москва). Они поставили СССР самый что ни на есть знак качества, позволив открыть для себя и гостей менталитет друг друга, наполнить жизнь новыми впечатлениями и неподдельными эмоциями.
И вот «на трибунах становится тише, тает быстрое время чудес»… Настал кульминационный и самый трогательный момент – прощание с талисманом XXII летних олимпийских игр-1980, медвежонком Мишей, под трепетную композицию «До свидания, Москва» в исполнении Л. Лещенко и Т. Анциферовой на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой. Очень часто, пересматривая этот фрагмент из архива советского телевидения, и сама того не замечая начинаю плакать. Я там не была, но благодаря этой песне я могу прочувствовать, что испытывали те, кто находился у экранов своих телевизоров и на трибунах того самого стадиона в Лужниках.
Два года назад я услышала знакомую мелодию из соседней комнаты. Это оказалось завершение «Калыханкі», та самая песня, которая знакома абсолютно каждому. Ради такого родного «Кла‐кла‐кла…» в детстве я досматривала каждый мультик, даже если он мне не нравился. И такое тоже бывает. Слушая всю ту же калыханку сейчас, я благодарна, что могу переслушивать ее вновь и вновь, скучая по времени, когда приходилось ждать этого момента весь вечер. Калыханка по-прежнему близка моему сердцу, но теперь по‐особенному, так как она является моей путевкой в самое беззаботное и прекрасное время на свете – детство.
И все же время быстротечно, мы взрослеем и стареем, и у каждого этапа свой ритм, своя песня. Новое поколение приходит вслед за поколением ушедшим, и только песня остается навсегда!
«Через годы, через расстояния,
На любой дороге в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!»
Автор Анастасия Дубинец, студентка факультета
гуманитаристики и языковых коммуникаций