Марина Долгая: «Сперва любить – потом учить»

Марина Долгая: «Сперва любить – потом учить»

Преподаватель кафедры педагогики и образовательного менеджмента ВГУ Марина Викторовна Долгая полностью поддерживает это изречение известного ученого и педагога Яна Амоса Коменского. Ведь самое важное качество – любовь к людям, а к детям – особенно. Своими мыслями о профессии учителя, его имидже и стиле преподаватель поделилась с нашими читателями.

Марина Викторовна, почему Вы решили связать свою судьбу с обучением студентов и, в целом, с университетом?

– Работа педагогом всегда была для меня привлекательной. Еще в детстве, когда учитель иногда выходила из класса и оставляла меня на своем месте, это вызывало у меня очень яркие эмоции, мне нравилось «учить» своих одноклассников. Поэтому и во взрослой жизни я была счастлива, когда появилась возможность работать в университете и делиться своими знаниями со студентами.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший учитель?

– Помимо любви к людям, к детям, которая должна быть в основе всего, также важны чувство такта, деликатность, умение коммуницировать с окружающими, делиться знаниями и постоянно совершенствоваться.

Педагог – это призвание?

– Однозначно да! Действительно талантливый педагог точно получил от природы задатки для такого вида профессиональной деятельности и развил в себе необходимые способности.

Есть ли внешние признаки хорошего учителя?

Думаю, хороший учитель – это собирательное понятие, в котором личностные характеристики будут находить проявление во внешних, некий синтез высокого профессионализма и соответствующего внешнего вида. Мы все разные, у всех свой стиль педагогической деятельности, поэтому сложно определить конкретные внешние признаки именно хорошего учителя. Но вот опрятность и сдержанность во внешнем виде учителя определенно должны быть.

– Влияет ли стиль учителя (одежда, прическа, аксессуары и остальные элементы образа) на процесс обучения?

Да, конечно, это все имеет значение. Поскольку именно наш внешний вид определяет первично сформированный образ учителя в сознании учащихся. Даже аромат духов может сыграть роль. Исследователями из многих стран проводились эксперименты о влиянии духов учителя на эффективность процесса обучения. Поэтому важен каждый нюанс, каждая мелочь.

– С этого года для учащихся школ стало обязательным присутствие какого-то общего элемента одежды. Считаете ли Вы, что подобную инициативу следует реализовать и среди педагогов?

На мой взгляд, нет. Все-таки профессия учителя была и остается творческой, поэтому не думаю, что есть необходимость в этом. Достаточно просто придерживаться делового стиля.

Что должен делать учитель, чтобы остаться в памяти учеников?

Чтобы остаться в памяти учащихся, нужно быть, в первую очередь, профессионалом своего дела, давать определенный багаж знаний ученикам, не только по предмету, но и обычный, жизненный.

Стиль педагога тоже может помочь в этом деле, но мне кажется, что чаще вспоминают учителя, который действительно чему-то научил, сделал твою жизнь чуточку лучше, чем, например, просто учительницу, которая всегда была красиво одета.

Что бы вы посоветовали студентам для того, чтобы стать тем самым хорошим учителем?

Будьте открыты, не бойтесь детей, умейте слушать и помогать. Сочетайте разумную требовательность с добротой и пониманием. Совершенствуйтесь, развивайтесь, никогда не останавливайтесь на достигнутом! Создайте свой неповторимый, запоминающийся профессиональный имидж – и все получится!

– Спасибо за беседу!

 

Автор Анастасия Мурадова, студентка факультета
гуманитаристики и языковых коммуникаций

 

 

+1
5
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0