На протяжении нескольких десятилетий студенты ВГУ имени П.М. Машерова отправляются в звездные и патриотические походы по местам боевой и трудовой славы нашего народа. Их организацией и проведением занимается старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта нашего университета, победитель в номинации «За вклад в патриотическое воспитание студенческой молодежи ВГУ – 2019» на церемонии вручения специального приза «Docendo discimus» Андрей Иосифович Серебряков.
– Андрей Иосифович, расскажите, когда в нашем университете появилась традиция ходить в походы?
– Еще Пётр Миронович Машеров, будучи студентом третьего курса, участвовал в подобных спортивных мероприятиях. К примеру, в то время проводился военизированный лыжно-стрелковый агитпереход, посвященный 20-летию Красной Армии. Студенты на лыжах отправлялись по маршруту Витебск – Орша – Могилев – Минск, а в городах соревновались в лыжных гонках и стрельбе.
Раньше каждый факультет собирал команду, и студенты во время зимних каникул либо сразу после них отправлялись в лыжные звездные походы по местам боевой славы. Причем, количество лыжников тогда превышало сотню человек.
В начале 1990-х годов походы утратили свою популярность и какое-то время не проводились совсем. Возобновилась эта традиция в 1998-м году, а походы стали посвящать памяти Петра Мироновича Машерова, памятным датам нашего университета и государства.
Осенью студенты отправлялись в Сенненский район, в деревни Мошканы и Ширки, на малую родину Машерова, посещали Богушевск и Сенно, другие населенные пункты. А во время зимних и весенних походов маршрут ребят пролегал через Россонский район. И это неслучайно: после окончания института Петр Миронович работал учителем физики и математики в Россонской школе, а в июне 1941 года его вместе с семьей там застала Великая Отечественная война.
– Каким образом вы отбираете студентов для участия в походе?
– Это могут быть ребята разных факультетов, специальностей и курсов. Главное, чтобы они были мотивированы, и у них был положительный внутренний настрой для участия в походе. Нужно учитывать желание студента, а также его коммуникабельность, творческие, спортивные и другие способности. В поход идут спортсмены, активисты и те, кто может поучаствовать в самодеятельности. В среднем в команду набирается 12 человек. Студенты отправляются в дорогу вместе с руководителями по заранее разработанному маршруту.
– Наверняка, походы могли занимать и несколько дней. Расскажите об этом подробнее…
– Самые длинные маршруты связаны с юбилейными датами. Это 100-летие университета, 90 и 100 лет со дня рождения П.М. Машерова. Был переход по тому же маршруту, что и у Петра Мироновича: Витебск – Орша – Могилев – Минск, а также по маршруту Витебск – Россоны – Полоцк – Глубокое – Нарочь – Мядель – Вилейка – Минск – Курган Славы – Хатынь (с сопровождением автобуса). А, например, пешие трехдневные походы по Витебскому району всегда осуществлялись без транспорта.
Кстати, когда лед зимой был достаточно толстый, мы могли идти на лыжах по озерам Нарочь и Нещердо. Были переходы и в темное время суток на лыжах с налобными фонарями.
– Студенты отправляются в поход не просто отдохнуть, но и заняться общественно-полезными делами. Например, какими?
– Ребята оказывают волонтерскую помощь ветеранам войны, труда и престарелым людям, занимаются благоустройством памятников и мест захоронений ВОВ, возлагают венки на могилы павших в боях за Родину. Также студенты принимают участие в концертах и митингах, сажают деревья, участвуют в товарищеских встречах по волейболу и футболу, занимаются профориентационной работой со школьниками и многое другое.
Для примера: в 2011-м году мы отправились в поход в Россонский район. Наш маршрут пролегал в партизанской зоне по местам деревень, которые были сожжены в 1943-м году. Мы искали обелиски, памятники, которые находились в труднодоступных местах далеко от населенных пунктов. Наша задача была их найти, расчистить снег, возложить венки. Это удалось сделать не сразу. На поиски мы выдвинулись в темное время суток. Пока дежурные готовили ужин на костре, мы с основной группой отправились с налобными фонарями в разведку по компасу через лес, но так и не вышли к тем памятникам. Немного поблудив, вернулись на место ночлега. Лишь на следующий день нам удалось обнаружить обелиски. Расчистив снег и возложив венки, ребята почтили минутой молчания зверски замученных и сожженных мирных граждан.
К слову, раньше студенты изготавливали венки для похода своими руками. На художественно-графическом факультете мы заказывали деревянные рамки – основы, сами подписывали ленты. В походе из еловых лапок плели венки в виде круга или овала. Все это скрепляли либо веревочками, либо тонкой проволокой и придавали форму венка. Такие изделия, сделанные своими руками, студенты возлагали к памятникам по маршруту следования.
– Традиционно к юбилейным датам организуются различные мероприятия. Планируется ли что-нибудь к празднованию 110-летия нашего университета?
– Планируется поход в Сенненский район, который, скорее всего, пройдет в октябре.
– Андрей Иосифович, как вы считаете, почему нужно ходить в походы и как они влияют на патриотическое воспитание студенческой молодежи?
– Походы – это всегда познание чего-то нового, проверка своих физических и психических качеств, испытание себя в сложных погодных условиях и в тяжелых ситуациях.
Патриотизм – это любовь к малой родине, к своей семье, к своему дому, к тому, что нас окружает; это возможность в любой момент постоять за себя, за своего товарища, прийти на помощь в трудную минуту. Всему этому мы и учим своих студентов, в том числе и во время походов.
В целом, я думаю, что человек, который совершает добрые дела и любит свою Родину и семью, небезразличный к происходящему вокруг себя, и есть патриот.
– Спасибо за содержательную беседу.
Автор Елизавета Семчёнок,
студентка филологического факультета