Витебский государственный университет в годы войны

Витебский государственный университет в годы войны

22 июня 1941 года войска фашистской Германии без объявления войны внезапно атаковали всю западную границу Советского Союза и нанесли бомбовые авиаудары по советским городам и воинским соединениям. Началась Великая Отечественная война. 9 мая мы всей страной отмечаем праздник Великой Победы. Победы со слезами на глазах. В преддверии этого праздника мы вспоминаем о тяжелом военном времени, о мужестве и героизме Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Витебский государственный университет по праву гордится студентами, выпускниками и педагогами, которые в тяжелейших условиях немецкой оккупации героически сражались за мирное небо.

Когда началась война, группы выпускных курсов сдавали последние государственные экзамены, а в остальных группах проводились курсовые экзамены. В первую неделю войны студенты и преподаватели ускоренно заканчивали учебную работу, получали соответствующие документы и являлись в военкоматы, к которым они были прописаны, некоторая часть из них шла в формируемые батальоны ополчения.

Уже с первого дня войны институт был перебазирован в помещение ветинститута, т.к. здание по улице Пушкина было оборудовано под военно-полевой госпиталь. Начальником его был назначен директор института А.И. Коляда. В эти дни занятия шли в студенческих общежитиях только на шестимесячных курсах у историков и математиков. За 2 дня до оккупации города пединститут с небольшим количеством самого ценного оборудования, учебных пособий, с несколькими десятками студентов и научных работников был эвакуирован в Челябинскую область. Восстановить работу в Челябинской области не представлялось возможным: не было учебно-материальной базы, достаточного количества научных работников и самих студентов. Большая часть студентов и выпускников института пополнили полки Красной Армии, а многие из оставшихся во вражеском тылу участвовали в боевых операциях партизанских соединений и подпольных групп.

Политработниками на фронте были воспитанники института Воронов Г.Д., Голубцов Н.С., Ковалевский Г.Т., Прусаков М.С., Серафимов В.С., Пасютин М.И., Антипенко Е.Ф., Коган А.И., Макаренко С.А., Озеров В.Я., командирами взводов и рот действующей армии – Нахаев И.А., Степанов С.М., Печеньков П.И., Яцук А.Д., Бочкин И.Г., Лютарович П.В., Власенко А.К., Матиевский Н.А. и многие другие воспитанники института.

За время немецко-фашистской оккупации помещения института были сожжены, все оборудование, библиотека и другие ценности были разграблены. Сначала в здании института помещалась разведывательно-карательная служба немецко-фашистской армии, затем в 1943 г. – конюшня (актовый зал), а перед отступлением в июне 1944 г. немцы сожгли здание института. Освобожденная Беларусь и особенно Витебская область представляла собой опустошенный край с разрушенными городами, сожженными селами, уничтоженными заводами, школами, вузами, культурными учреждениями. А война еще продолжалась.

Груды щебня, пепла, разбитого кирпича, обломков перекрытий и стен помещений – все, что оставили немецкие оккупанты от Витебского института.На пепелище, на развалинах, в условиях тяжелейшего военного времени и началось восстановление института. В августе 1944 на должность директора института был назначен вернувшийся из эвакуации доцент Л.С. Калецкий, на должность заместителя директора по учебной части доцент Е.К. Матлин, на должность директора по заочному обучению (заочное обучение – с 1930 г.) П.И. Цветков, на должность заведующего кафедрой военной подготовки полковник В.Д. Дмитриев. Эта группа людей и начала подготовку к восстановлению института. К октябрю неимоверными усилиями в частично сохранившемся одном корпусе студенческого общежития было подготовлено несколько комнат для занятий. В сентябре были организованы кратковременные курсы для желающих поступить в институт. Принимали в институт без экзаменов и зачисляли всех после собеседования и предъявления необходимых документов. Первокурсников было принято в педагогический институт 91 (на физмат – 34, на истфак – 33, биологический — 24), в учительский институт – 104 человека (на физмат – 27, истфак – 40, естественно-географический — 37). Из всех набранных студентов в институте было только 2 человека мужского пола. В январе 1945 г. в институте вместе с заочниками занималось 422 студента. В институте было всего 24 научных работника, из них 3 имели кандидатскую степень, 2 – ученое звание доцента без степени, 4 старших преподавателя и 12 учителей школ, принятых на работу в институт. Занятия институт начал 2 октября 1944 в здании бывшего общежития.

Первый послевоенный 1944-1945 учебный год прошел в тяжелейших условиях. Не хватало преподавателей, не было лабораторного оборудования, наглядных пособий и учебников (по отдельным предметам их было всего 1-2 экземпляра), не хватало учебной площади. Занятия проводились в восстанавливаемом здании студенческого общежития. В аудиториях не хватало мебели, не было электрического света и даже обычных керосиновых ламп. Учебные помещения и комнаты слабо отапливались. В течение всего учебного года и студенты, и преподаватели вынуждены были кроме учебной работы, заниматься всеми видами хозяйственных работ, чтобы создать элементарные условия для учебных занятий: сколачивали из досок столы и скамейки, из жести делали учебные доски, сами заготавливали дрова. Не было тетрадей – писали на старых газетах и книгах между строчками.

В первой послевоенной пятилетке 1946-1950 гг. было намечено институт восстановить и довести контингент студентов до довоенного уровня. Задача была крайне трудной. Старшие курсы комплектовались из демобилизованных или эвакуированных в восточные районы бывших студентов, которых было очень мало. Многие погибли, другие определились на различные работы, приобретя другую специальность. Кроме того, в 1941-1944 гг. на всей территории Беларуси, оккупированной немцами, школы не работали, и бывшие студенты, выпускники школ довоенного времени за годы войны, не учась нигде, отстали. Выпускники только что организованных вечерних школ были недостаточно подготовлены к занятиям в вузе. Чтобы как-то помочь будущим студентам, организовывались подготовительные курсы для поступающих. В итоге учебный план 1945-1946 гг. был полностью выполнен.

Советская власть высоко оценила подвиг защитников Родины. Около 95% выпускников и педагогов института, принявшие участие в войне, награждены высокими государственными наградами, а трое из них удостоены звания героя Советского Союза: Абазовский Константин Антонович, Высогорец Михаил Амосович, Машеров Петр Миронович. Куда бы ни бросала педагогов грозная военная буря, всюду они служили Родине самоотверженно, отдавая все свои знания, силы и жизнь ради Великой Победы.

Благодарим за предоставленную информацию Ольгу Путееву, методиста отдела по воспитательной работе

Автор Елена Юхно

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0