В мире, где слова могут быть как мостами, так и барьерами, здоровое общение является ключом к пониманию и гармонии. Как мосты соединяют берега, так и слова соединяют людей. Но чтобы построить прочный мост понимания, необходимы усилия.
Мы каждый день сталкиваемся с потоком информации и межличностными взаимодействиями, умение адекватно общаться становится не просто желательным навыком, а необходимостью. Проблема воспитания сегодняшних детей и подростков заключается в том, что они растут в условиях, где никто не закладывает им основы восприятия слов и действий других людей, что может привести к недопониманию и психологическим травмам. Очень важно проводить встречи, посвященные здоровому общению в школах и университетах, поскольку это основа для формирования полноценной личности, способностей к эмпатии, самовыражению и конструктивному решению конфликтов.
Чтобы досконально проанализировать этот вопрос, для начала узнаем мнение студентов.
Ольга Новикова, студентка 4 курса педагогического факультета:
Для меня здоровое общение – это когда люди слышат, понимают и принимают друг друга такими, какие они есть на самом деле, без всяких масок. Самый главный «красный флаг» в общении для меня – это тот факт, что человек слишком много кого-то обсуждает за спиной.
Для меня здоровое общение изначально строится на уважении. Уважении личных границ, взглядов или особенностей другого человека. Это всегда то, что видно сразу. Как человек себя ведет, что говорит и как позволяет себе выражаться. Я считаю, что в здоровом общении нет осуждения. Каждый человек индивидуален и его мировоззрение может отличаться от твоего. Важно понимать, что это нормально. Если его мнение отличается – это не значит, что кто-то из вас думает неправильно. Просто вы думаете по-разному – и это даже хорошо, это помогает посмотреть на мир другими глазами.
Татьяна Горбачёва, студентка 4 курса факультета гуманитарного знания и коммуникаций:
Для меня здоровое общение – это уважение к собеседнику и честность. Мне очень нравится сравнение здорового общения со здоровой пищей. Говоря о втором, мы предполагаем, что это то, что должно принести организму много энергии и пользы. В то время как вредная еда заставляет нас ощущать себя плохо. То же самое происходит и в процессе коммуникации.
Здоровое общение может проявляться в виде подбадривающих шуток, обмена информацией, интересного всем собеседникам обмена опытом или приятными эмоциями, но оно всегда несет в своей основе доброжелательность к собеседнику и наоборот.
Не считаю здоровым любое унижение чувств, насильственные действия (в том числе прикосновения, если другому человеку это не нравится), оскорбление другого человека или насмешки над тем, что ему действительно важно. Очень важно уметь слушать и поддерживать беседу. Не перебивать, не пытаться поторопить.
Согласно легенде о Вавилонской башне нам известно, что люди, вознамерившись приблизиться к Богу, разгневали его, что привело к появлению множество языков и разобщению некогда единого народа. На примере этой легенды мы можем увидеть понятный и показательный пример того, как важно общение в нашей жизни, что оно является одним из факторов успешности деятельности людей как общности.
Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. В последние годы активно ведутся разговоры на тему «здорового общения» и того, насколько важно оно в нашей жизни. Попытаемся вычленить те проблемы, которые сподвигли людей на обсуждение этой идеи.
К таким проблемам можно отнести трудности в общении. Различают трудности общения первичные и вторичные. Первичные трудности общения зависят от природных свойств человека (биологических, психофизиологических, личностных), таких как агрессивность, тревожность, ригидность, а также других, связанных с темпераментом. Вторичные трудности могут быть психогенными (следствие травм, стрессов, фрустраций), хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. К вторичным трудностям относятся также социогенные (следствие коммуникативных барьеров), возникающие при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов. Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Современными психологами выделяются разные типы коммуникативных барьеров. Наиболее распространенные: барьеры непонимания, барьеры социокультурных различий, барьеры отношений.
БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ.
Выделяют 4 уровня непонимания: фонетический, семантический, стилистический и логический.
- Фонетический барьер возникает в связи с различными знаковыми средствами передачи информации. Фонетическое непонимание имеет диапазон от незначительного (например, в произнесении некоторых слов) до полного и может иметь различные источники. Неполное непонимание будет не только тогда, когда говорят непонятно, но и когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые, несоответствующие контексту или слишком активные и быстрые жесты.
- Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры. Субкультуры отличаются по своим обычаям, нормам и ценностям; имеют свой специфический язык, жаргон. Когда плохо знаешь культуру, обычаи другой страны, нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не попасть в неприятную ситуации. Например, в Индии можно польстить женщине, если сравнить ее с коровой. Хороший комплимент японке – сравнение со змеей, татарке и башкирке – с пиявкой и т.д.
- Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, то есть разными приемами использования средств языка для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном и логическом стилях. Экспрессивный стиль характеризуется эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. Логический стиль проявляется в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности выражений и точной терминологии.
- Логический барьер возникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют разные представления о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может быть совершенно неважным для другого.
БАРЬЕРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ.
Выделяют социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. Могут зависеть от несовпадения общего культурного уровня развития субъектов взаимодействия. Социальные барьеры определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры.
БАРЬЕРЫ ОТНОШЕНИЙ возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и другие.
Можно сказать, что разрушение коммуникативных барьеров возможно, к примеру, в случае колоссального потрясения, что перевернет саму картину мира людей, но даже так они могут не изменить своего образа жизни ввиду отсутствия других стереотипов и стратегий поведения, которые формируются на протяжении всей жизни на основе личного и социокультурного опыта.
Целью здорового общения должна стать не выработка какой-то особой формы взаимодействия, а, в первую очередь, преобразование восприятия людей на внешние раздражители. Нельзя изменить другого человека или ситуацию, но можно изменить свое отношение к этому человеку или ситуации. Например, в случае возникновения конфликта в школе, ребенку, что подвергается насмешкам одноклассника, разумнее будет не пытаться доказать обидчику обратное, а просто снизить степень субъективной важности его слов.
«Здоровое общение» это не какая-то особая форма общения, а скорее форма реагирования на возникающие проблемы в общении. Так, критериями такого реагирования являются взаимоуважение; умение анализировать ситуацию; «отстраняться» от эмоций другого человека, что позволит избежать вступления в ненужные конфликты; умение принимать точку зрения другого человека как его право, даже в случае ее непонимания или непринятия.
Чем больше людей будет понимать ценность конструктивного общения, решения конфликтов – тем приятнее и добрее будет этот мир. Мы творцы своего будущего и живем на одной планете, в наших руках сила слова, способная изменить мир к лучшему.
Автор Константин Мороз, студент 5 курса
факультета гуманитарного знания и коммуникаций