Современная жизнь требует от нас многозадачности и умения эффективно управлять своим временем. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня является возможность совмещения работы и учебы. Для многих студентов эта тема важна, поскольку благодаря заработку у них появляется возможность обрести финансовую стабильность и независимость от родителей.
Процесс совмещения работы и учебы требует от студентов гибкости, умения эффективно планировать свой день, распределять время, договариваться с работодателем и деканатом. Давайте вместе разберемся, как можно успешно балансировать между учебой и карьерой, сохраняя при этом энергию и мотивацию для достижения высоких результатов.
Итак, для более глубокого понимания темы, мы решили обратиться к педагогу-психологу первой категории Витебского государственного университета Татьяне Владимировне Купченко.
Основной вопрос, который следует задать себе, прежде чем идти на подработку, – зачем мне это нужно? Если вы хотите пойти работать просто потому, что так делают все ваши одногруппники, но это не соответствует вашим текущим целям и потребностям, это может стать препятствием для получения качественного образования. Я рекомендую сначала сосредоточиться на обучении и развитии в университете, а затем уже принимать решение о работе.
Также важно учитывать свои личные возможности. Необходимо уметь распределять свое время , чтобы его хватало и на работу, и на учебу. Бывает, что человек уходит на свободное посещение и у него сразу начинаются проблемы с учебой. Или наоборот из-за учебы может не хватать сил, чтобы качественно выполнять работу. Все индивидуально. Кто-то может концентрироваться и на учебе, и на работе, а для кого-то это может быть архисложно. Как это ни странно, но успешно совмещать работу и учебу можно только тогда, когда приоритет отдается именно последней. Отработать потерянные часы обычно не составляет труда, а вот закрыть долги по предмету бывает проблематично.
Если вы чувствуете, что совмещение работы и учебы приведет к перегрузке и ухудшению вашего психологического состояния, то лучше отказаться от этой идеи. Наше благополучие и здоровье имеют высший приоритет, и стоит помнить, что недостаток времени для отдыха и восстановления может негативно сказаться на нашем общем самочувствии и успехах как в учебе, так и в работе.
Помимо экспертного мнения психолога важно также учитывать опыт и мнение тех, кто сталкивался с подобной ситуацией на практике. Сейчас своими историями поделятся выпускники прошлого года разных специальностей нашего университета, которые расскажут о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, а также своих стратегиях успешного балансирования между учебой в университете и полноценной работой.
Юлия Семёнова, выпускница факультета гуманитарного знания и коммуникаций:
Я работала не в определенной языковой школе, а сама вела индивидуальные уроки. Начала этим заниматься для овладения навыками преподавательства не в теории, а на практике, для получения опыта, ну и для заработка, чтобы не зависеть от родителей. Проблем с деканатом не было, так как я формировала свой рабочий график сама, исходя из учебного расписания. Времени отдыхать иногда катастрофически не хватало, из-за этого случались выгорания, так как фактически смены деятельности не происходит, а подготовка к тем же урокам занимает очень много времени.
Александра Даниленко, выпускница факультета гуманитарного знания и коммуникаций:
Я работала преподавателем китайского языка в Центре азиатских языков. Начала работать по нескольким причинам: во-первых, деньги. Финансовый вопрос у меня стоял достаточно остро, и поэтому в поисках возможности для дополнительного заработка я наткнулась на эту вакансию. Во-вторых, мне очень нравится китайский язык и преподавание в принципе. Когда делишься знаниями с другими людьми, сразу появляется какой-то эмоциональный подъем и чувство удовлетворения. Очень печально, правда, когда ты целый урок объясняешь материал, а на следующий урок ученик приходит не особо подготовленным, но это, как говорится, издержки профессии. В-третьих, учитывая, что после университета необходимо обязательно отработать в школе, надо иметь хоть какой-то опыт преподавания. Мне не было сложно. У меня было очень удобное расписание, так что я успевала и на все пары, и на работу. Поэтому с деканатом проблем не было. У меня не было индивидуального графика и при этом вообще не было ни одного пропуска.
Элина Белая, выпускница факультета социальной педагогики и психологии:
Я работаю в ГУО «Средняя школа №11 г. Витебска имени М.М. Бахтина» педагогом-психологом. Почему я работаю? Во-первых, я люблю детей. Очень приятно заходить в школу и видеть детей, которые с радостными криками бегут ко мне обниматься. От них я заряжаюсь позитивом на весь день. Во-вторых, хотелось стать финансово независимой от родителей. Во время обучения проблем с деканатом у меня не было. Могу сказать, что они всегда шли на уступки. Например, из-за большой загруженности иногда мне не удавалось подписать что-то в срок или дать ответ на вопрос, и они всегда были готовы подождать, ведь понимают меня и когда-то тоже были на моем месте.
Из опыта выпускников видно, что успешное совмещение возможно при условии грамотного планирования и адаптации графика под свои потребности. Однако важно помнить и о психологическом здоровье и не стесняться обращаться за поддержкой к психологам университета в случае затруднений. Таким образом, баланс между работой и учебой достижим при осознанном подходе, гибкости в распределении времени и лояльности со стороны преподавательского состава.
Автор Ульяна Бересневич, студентка 5 курса
факультета гуманитарного знания и коммуникаций