Где учился, там и пригодился

Где учился, там и пригодился

Наш университет – это настоящая семья с уникальной атмосферой, которой студенты проникаются уже с первых минут нахождения в ВГУ. С каждым днем они любят свою альма-матер все сильнее, порой настолько, что не хотят с ней расставаться, принимая приглашение остаться здесь работать уже в качестве преподавателей.

Сегодня молодые специалисты рассказывают о том, как проходила их адаптация на новом рабочем месте, и рассуждают о роли педагога в современном мире.

Наши собеседники: Полина Дмитриевна Кузнецова, преподаватель кафедры прикладного и системного программирования; Янина Александровна Литвин, преподаватель-стажер кафедры русского языка как иностранного; Виктория Игоревна Белая, преподаватель кафедры инклюзивного образования; Александр Юрьевич Ерёменко, преподаватель-стажер кафедры изобразительного искусства; Полина Владиславовна Коляжнова, преподаватель-стажер кафедры дизайна.

  • КАКОВО ЭТО – РАБОТАТЬ ТАМ, ГДЕ ВЫ САМИ НЕДАВНО УЧИЛИСЬ?

Янина Александровна: Начиная со студенческих лет, я полюбила наш университет. Когда настал момент выбора места дальнейшей работы, я была уверена, что Витебский государственный университет имени П.М. Машерова – это лучший вариант. В первые дни мне было довольно непривычно, что, скорее всего, связано с изменением статуса, но сейчас я получаю удовольствие. Приятно осознавать, что ты стал старше, опытнее, что теперь ты можешь делиться важными и полезными знаниями со студентами.

Полина Дмитриевна: Благодаря тому, что ты знаешь, как в университете все устроено, было просто влиться в работу. Так что особых проблем не возникло. Когда тебе знакомы все аудитории, преподаватели и многие студенты, начинать работать в разы проще. Поэтому я очень рада, что когда-то сделала выбор в пользу Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. Впереди многие годы работы, за которые я надеюсь набраться ещё больше опыта.

Александр Юрьевич: Переход от студенчества к преподаванию осуществился плавно, так как на 4 курсе мне доверили вести кружок по рисунку, где я попробовал себя в роли педагога и получил начальный опыт преподавания. Мне очень понравилось, я довольно быстро втянулся. И к моменту, когда пришло время выбирать место работы, у меня уже не было сомнений, что этим местом станет Витебский государственный университет имени П.М. Машерова.

Виктория Игоревна: Могу сказать, что испытываю необычные ощущения. И сегодня перед глазами стоит моя первая встреча со студентами. К ним я шла встревоженная, боялась, как меня примут в качестве преподавателя, думала, как правильно доносить информацию. Но как только вошла в аудиторию, сразу успокоилась, так как пришло осознание, что именно я руковожу процессом. И при этом очень интересно, что у меня и моих студентов не очень большая разница в возрасте, это облегчает взаимодействие.

Полина Владиславовна: Работать там, где ты учился, очень приятно, вдохновляюще и в то же время ностальгично. Это возможность иначе взглянуть на учебный процесс и применить свой опыт для обучения новых поколений студентов. Казалось бы, ещё совсем недавно ты сам был студентом, писал конспекты, ходил на пары, а теперь ты смотришь на весь этот процесс с другой стороны. Хочется уже будучи преподавателем узнавать ещё больше новой и нужной информации, становиться ещё большим профессионалом и передавать знания следующим поколениям.

  • ПОМОГАЕТ ЛИ В РАБОТЕ ТО, ЧТО ЕЩЕ БУКВАЛЬНО ВЧЕРА ВЫ БЫЛИ СТУДЕНТОМ?

Александр Юрьевич: Да, особенно в организационных моментах. Помогает более эффективно планировать свою деятельность.

Виктория Игоревна: Конечно. Во-первых, у меня остались конспекты лекций. Во-вторых, мне легче понять настрой студентов и их ожидания, творчески подать материал. Но в то же время я предъявляю к себе больше требований, так как еще не имею достаточного опыта, чтобы чувствовать себя максимально уверенно.

Полина Дмитриевна: Да, конечно! Это помогает понять, как ребята чувствуют себя на занятиях, и чего от них ожидать.

Янина Александровна: Помня свой собственный опыт обучения, я проявляю больше терпения и сочувствия к студентам.

Полина Владиславовна: Безусловно. Свежие воспоминания о студенческой жизни помогают лучше понимать потребности и проблемы студентов, находить общий язык с ними.

  • КАК ВЫ ПЕРЕЖИЛИ АДАПТАЦИЮ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?

Александр Юрьевич: В роли преподавателя альма-матер чувствую себя органично. Все знакомо: преподаватели, теперь уже коллеги, студенты, аудитории, мастерские, дисциплины… Просто список моих обязанностей и возможностей увеличился.

Полина Дмитриевна: Моей первой парой был кураторский час. Было очень волнительно знакомиться со своей группой, но очень помог коллектив: мои преподаватели (сегодня – коллеги) и другие молодые специалисты, которые также разделяли эти чувства.

Виктория Игоревна: У меня была довольно долгая адаптация, потому что я не так быстро привыкаю к непривычной обстановке. Я старалась узнать как можно больше и быстрее про документацию и рабочие материалы, чтобы сильно не докучать коллегам вопросами. Очень благодарна за поддержку всем, особенно заведующему нашей кафедрой Наталье Ивановне Бумаженко и старшему преподавателю Марии Войтеховне Швед.

Янина Александровна: Адаптация прошла достаточно легко благодаря моим коллегам. Они были очень добры ко мне, отвечали на вопросы, помогали советом.

Полина Владиславовна: Адаптация прошла довольно легко благодаря поддержке коллег и наставников. Первая пара была немного нервной, но студенты оказались отзывчивыми, это помогло расслабиться и наладить контакт. К тому же я хорошо и ответственно подготовилась к занятию, и мы быстро включились в активное обсуждение.

  • ВАЖНЫЙ УРОК, КОТОРЫЙ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТ СТУДЕНТОВ.

Полина Владиславовна: Студенты научили меня открытости и гибкости в подходах к обучению. Их вопросы и интересы могут изменить ход занятия – и это неплохо.

Янина Александровна: Студенты научили меня прислушиваться к их мнению.

Виктория Игоревна: Я поняла, что важно слышать и слушать пожелания студентов, как они хотели бы проводить занятия, как им лучше преподносить материал, чтобы в дальнейшем ребята могли его использовать на практике.

Полина Дмитриевна: Я осознала, что студенты не всегда будут тебя слушаться.

  • ВАЖНЫЙ СОВЕТ, КОТОРЫЙ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ОТ СТАРШИХ КОЛЛЕГ.

Александр Юрьевич: Таких советов было много. Преподаватели нашей кафедры активно помогают молодым преподавателям. Мне кажется, это обусловлено увлечением творчеством. Художники часто делятся своими взглядами на искусство, обсуждают какие-то тенденции, а в процесс разговоров органично вплетаются полезные советы.

Полина Владиславовна: Один из самых ценных советов – всегда оставаться на связи со студентами и быть доступным для них. Это создает доверительную атмосферу и способствует лучшему обучению.

Виктория Игоревна: Я получала много наставлений от коллег и, конечно, всегда старалась к ним прислушиваться. Один из самых важных советов: не стоит принимать все близко к сердцу. Мы взаимодействуем с большим количеством людей, поэтому понравиться или угодить каждому невозможно. Мне стало намного легче работать с осознанием и принятием этого.

Янина Александровна: Ценить внимание и интерес студентов.

Полина Дмитриевна: Ни одна пара не бывает идеальной. И это нормально.

  • ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Александр Юрьевич: Оценивание творческих работ студентов. Если речь идет про рисунок, когда перед ребятами стоят конкретные учебные задачи, то там все объективно – выполнил ты их или нет. С композицией сложнее, а ведь многие студенты болезненно воспринимают творческие неудачи. Потому важно, чтобы их работу оценивал не один преподаватель, а несколько. Благодаря этому будет исключен элемент личных художественных предпочтений педагога.

Полина Дмитриевна: У меня наибольшую сложность вызывает работа с бумагами, составление планов, лекций.

Янина Александровна: Самое сложное в моей работе – заполнять документы.

Виктория Игоревна: На данный момент самым сложным для меня является организация каких-то мероприятий, а также некоторые вопросы студентов, на которые я не могу быстро дать ответ из-за своей неопытности или недостатка знаний. Но я стараюсь заполнять все эти пробелы. Люблю и комфортно себя чувствую, когда у меня все распланировано и разложено по полочкам.

Полина Владиславовна: Самое сложное – это удержание внимания студентов, когда они устали или хотят спать, и мотивирование их к активному участию в учебном процессе.

  • А ЧТО САМОЕ ПРИЯТНОЕ?

Полина Дмитриевна: Работа со студентами, то, что каждый раз нужно изучать что-то новое, ответственно готовиться к каждому занятию.

Янина Александровна: Самое приятное – видеть искреннюю заинтересованность студентов в твоем предмете и наблюдать, как они увлеченно подходят к каждому заданию. Начинать было страшно. Особенно, когда твои студенты – иностранцы. Но когда они узнали, что я говорю по-китайски, очень обрадовались и сразу расположились ко мне. Это дало мне дополнительную мотивацию, стало намного спокойнее.

Виктория Игоревна: Самое приятное в работе – видеть ответную реакцию на твои старания, глаза студентов, когда они заинтересованы в дисциплине. Также хочется отметить приятный и дружный коллектив факультета, с которым легко сотрудничать и общаться на различные темы.

Александр Юрьевич: Если говорить о преподавании, то для педагога самое приятное – успехи студентов, пусть даже самые незначительные.

Полина Владиславовна: Самое приятное – найти общий язык со студентами, видеть их прогресс в обучении, то, как загораются глаза, когда они поняли сложное задание или нашли нестандартное решение проблемы.

  • ПРИДУМАЛИ ЛИ ВЫ УЖЕ СВОИ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ, ЧТОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СТУДЕНТОВ?

Полина Дмитриевна: Я постоянно показываю, как абстрактная теория применяется в реальной жизни, в IT, кино, быту и их будущей профессии.

Виктория Игоревна: Стараюсь применять творческий подход к подаче материала на парах. Использую презентации, викторины для проверки знаний, стараюсь со студентами выполнять как можно больше заданий, направленных на практику и усвоение полученного материала на лекциях, рассказываю примеры из уже полученного ранее опыта работы с детьми. Мне нравится то, что со стороны ребят я вижу отклик и заинтересованность.

Александр Юрьевич: Нахожусь в процессе. Но, как показывает опыт, если преподаватель сам занимается творчеством, со студентами работает не поверхностно, то у него нет проблем заинтересовать ребят. Убежден, что любые фишки будут работать только тогда, когда педагог будет искренен.

Полина Владиславовна: Я сейчас в режиме активного поиска своих методов. Чаще всего мы разбираем со студентами задания на основе реальных проектов и материалов, чтобы им было более понятно и интересно погружаться в работу.

  • ПЕДАГОГ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА…

Виктория Игоревна: Педагог не имеет права смешивать личное и рабочее. Даже если студент был с тобой в чем-то не согласен, если произошел конфликт или он просто не нравится тебе как человек, это не повод занижать ему отметку. Преподаватель должен быть беспристрастным.

Полина Дмитриевна: Отказать в помощи. Будь то объяснить задание или помочь жизненным советом.

Янина Александровна: Педагог не имеет права нарушать личные границы студентов.

Полина Владиславовна: Педагог не имеет права игнорировать мнение студентов, не учитывать их потребности в обучении. Также он сам не должен переставать учиться и профессионально развиваться.

  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

Александр Юрьевич: Не думаю, что это так. Если считать себя правым всегда, это ни к чему хорошему не приведет.

Виктория Игоревна: Преподаватель может быть не всегда прав, но я считаю, что и студенту не стоит очень резко реагировать на ошибку педагога. Ошибка не означает, что педагог некомпетентен. Это может быть просто человеческий фактор. Здоровая же критика со стороны студентов может помочь преподавателю восполнить недостающие знания или быть осторожным в следующий раз.

Полина Дмитриевна: Безусловно, преподаватель, как и любой человек, может ошибаться.

Янина Александровна: Считаю, что преподаватель не всегда прав, и это нормально. Важно прислушиваться к мнению студентов и коллег, открыто обсуждать вопросы и вместе искать лучшие решения.

Полина Владиславовна: Преподаватель не всегда прав, он живой человек, может ошибаться в фактах, методах, оценках. Важно уметь признавать свои ошибки и учиться на них.

  • ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА ГЛАВНОЕ – ПРИЗВАНИЕ. ДРУГИЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО БЕЗ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАТЬ ДОСТОЙНЫМ УЧИТЕЛЕМ НЕВОЗМОЖНО. А КАК ДУМАЕТЕ ВЫ? В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА?

Полина Дмитриевна: С моей точки зрения педагог – это желание учить и учиться самому! Секрет успеха – в любви к своей работе!

Александр Юрьевич: Мне кажется, дело в осознанности. Если человек себя четко осознает в роли преподавателя, то и необходимость получить качественное образование для него очевидна.

Янина Александровна: Считаю, что успех современного педагога достигается сочетанием этих двух факторов. Призвание важно, оно помогает сохранять мотивацию и вдохновляет на развитие и совершенствование. Однако без качественного образования и профессиональных знаний, которые даются в университете, невозможно быть истинным педагогом.

Виктория Игоревна: Я встречала разных педагогов, относящихся к обеим группам. По моему мнению, педагог – это и призвание, и знания. На занятиях такого преподавателя всегда очень интересно. В целом считаю, что призвание важнее, потому как пробелы в теоретических знаниях можно восполнить, а вот интересно прочесть лекцию, если у тебя к этому роду деятельности не лежит душа, не получится.

Полина Владиславовна: Я считаю, что успешный педагог сочетает в себе призвание и качественное образование. Важно быть открытым к новым методам и технологиям, а также постоянно совершенствовать свои навыки.

  • ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПОЖЕЛАТЬ ТЕМ, КТО В БУДУЩЕМ ВИДИТ СЕБЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ?

Александр Юрьевич: Стремиться к профессионализму. Ценить успех от целенаправленной работы, а не довольствоваться случайными удачами.

Полина Дмитриевна: Будьте готовы, что это может оказаться труднее, чем кажется. Найдите того, на кого вы хотите равняться, и не стесняйтесь просить совет.

Янина Александровна: На мой взгляд, самое главное – не бояться трудностей, которые будут возникать в процессе работы. Любая трудность делает нас сильнее и способствует внутреннему росту.

Виктория Игоревна: Желаю будущим коллегам стремления к успехам, терпения и усердия в работе, быть открытым для новых возможностей и творчества. Не бойтесь совершать ошибки, ведь на них мы учимся. И помните: вы можете стать именно тем человеком, который изменит жизнь студентов к лучшему.

Полина Владиславовна: Не бойтесь экспериментировать и находите свой уникальный стиль преподавания. Будьте терпеливыми и открытыми к общению – это залог успешной карьеры в сфере образования. И никогда не забывайте, какими вы были студентами!

Автор Алеся Дубровская

+1
1
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0